Экономические.
Межличностные отношения.
Факторы, влияющие на покупательское поведение на рынках предприятий
Особенности организации: цели, политические установки, методы работы, организационные структуры.
Окружающая обстановка: уровень первичного спроса, экономические перспективы, условия получения займов, условия ресурсного обеспечения, темпы научно-технического прогресса, политическая ситуация, регулирование предпринимательской деятельности, деятельность конкурентов, социальные факторы, экологическая ситуация.
Особенности личности, участвующей в принятии решений о покупке: возраст, образование, служебное положение, тип личности, готовность к риску.
Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие.
Рынок - сложное явление, развивающееся в соответствии с экономическими законами и обладающее сложной иерархически построенной структурой. Рынок вовлекает в свою сферу миллионы юридических и физических лиц, вступающих в отношения купли-продажи. На рынке перемещается как в экономическом, так и в географическом пространстве огромная масса разнообразных товаров, обмениваемых на деньги.
|
|
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств.
Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободноскладывающимся ценам.
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры рынка:
Первый критерий: по объектам:
•рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
•рынок факторов производства;
•финансовый рынок;
•рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви) и др.;
Второй критерий: по субъектам:
•рынок покупателей;
•рынок продавцов;
•рынок государственных учреждений,
•рынок промежуточных продавцов (посредников).
Третий критерий: по географическому положению:
• местный (локальный) рынок;
•региональный рынок;
|
|
•национальный рынок;
•мировой рынок.
Четвертый критерий: по уровню насыщения:
•равновесный рынок;
•дефицитный рынок;
•избыточный рынок.
Пятый критерий: по степени зрелости:
•неразвитый рынок;
•развитый рынок;
•формирующийся рынок.
Шестой критерий: по степени ограничения конкуренции:
•свободный рынок;
•монополистический рынок;
•олигополистический рынок;
•смешанный рынок.
Седьмой критерий: по соответствию действующему законодательству:
•легальный рынок;
•нелегальный («черный» и «серый») рынок.
Восьмой критерий: по отраслям:
•автомобильный рынок;
•компьютерный рынок и т.д.
Девятый критерий: по характеру продаж:
•оптовый рынок;
•розничный рынок.
Десятый критерий: с учетом ассортимента товаров:
замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
•насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;
•рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
•смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.