double arrow

Инфраструктура рынка. Инфраструктура в любой социально-экономической системе– это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог,


Инфраструктура в любой социально-экономической системе– это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение и т.д.

Рыночная инфраструктура – это совокупность элементов,обеспечивающих бесперебойное многоуровневое функционирование хозяйственных взаимосвязей, взаимодействие субъектов рыночной экономики и регулирующих движение товарно-денежных потоков.

Ранее в экономической литературе инфраструктура в основном подразделялась на два крупных блока в связи с делением народного хозяйства на производственную сферу, где осуществлялось воспроизводство общественного продукта в материальновещественной форме, и так называемую непроизводственную сферу, в которой создавались услуги, обеспечивающие физическое и духовное развитие человека. Несмотря на всю условность такого деления, оно имело практическое значение. В связи с этим первый блок инфраструктуры стал называться производственной инфраструктурой, обеспечивающей общие условия материального производства. В ее составе выделились такие отрасли, как: энергетика, транспорт, связь, инженерные коммуникации, информационное обеспечение, мелиорация и т.д. Производственная инфраструктура представляет собой подсистему общих условий производства, обеспечивающих путем установления многочисленных связей - технологических, производственных, экономических, организационных и т.д. - функционирование ключевых структурообразующих отраслей народно-хозяйственного комплекса в целом, а также регионального комплекса, основного структурного звена народного хозяйства. Второй блок инфраструктуры, обеспечивающий общие условия функционирования всей непроизводственной сферы, получил название "социальная инфраструктура".




Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство. С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда – заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой использование государством. Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций




Различают «широкую» и «узкую» инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры – «товары общественного потребления», производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т.д.








Сейчас читают про: