Разработка нового товара. Сущность и критерии определения новых товаров

Одна из главных задач руководителя службы маркетинга - принятие принципиально новых решений относительно товарного ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции, ее отдельных изделий, типоразмеров; определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий; утверждение планов и программ разработки новых или совершенствование уже выпускаемых продуктов; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы.

Инновационная политика – основа эффективности предпринимательской деятельности в рыночных условиях, гарантия высоких конкурентных позиций. В зависимости от того, стремиться ли фирма к завоеванию прочной позиции в одной или нескольких сферах, можно добиться большей, или наоборот, меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп.

Инновационный подход к товарной политике предприятия предлагает постоянный поиск нововведений: новых идей; новых продуктов; новых услуг, а также организационные процедуры по созданию и внедрению новшества.

Преимущество товарной политике предприятия в инновационной деятельности является:

- мобильность и гибкость перехода к инновациям высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям, поскольку процесс возлагает, как правило, автор нововведения;

- сильный и многоплановый характер мотивации, обусловленный как внешнеэкономическими причинами, так и экономическими;

- узкая специализация товарного поиска, сужении круга технических идей, немногочисленный управленческий персонал;

- ориентация на конечный результат при широком использовании всех видов ресурсов, и прежде всего интеллектуальных;

- возможность выхода на рынок.

Предпринимательская среда для товарной политике предприятия – это среда, способствующая воспроизведению и осуществлению целенаправленного поиска, подготовке и реализации нововведения.

Реализация инновационного проекта требует от предприятия материальных и финансовых затрат. Она всегда связана с риском, поиском, поскольку нельзя заранее сказать, в какой мере проект выйдет на коммерциализацию и найдутся ли потребители для новой продукции или услуги. Поэтому этап предварительной оценки важное звено в инновационной деятельности предприятия.

Методы создания новых товаров. В настоящее время существует несколько подходов к создании товаров: модификационный; пионерный; имитационный, случайный. Охарактеризуем ряд подходов.

Модификационный подход получил наибольшее распространение. Этот подход выявляет недостатки, отличаемые покупателям, а затем вносят качественные изменения в характеристики товара. Модификационный подход широко используют Японские фирмы, сильной стороной которых является собственные «ноу-хау» для изменения потребительских свойств изделий. Однако из основных преимуществ этого подхода – направленность на удовлетворение существенных потребностей, позволяющая максимально снизить риск при входе товаров на рынок.

Пионерный подход: Он связан с использованием результатов функциональных научных исследований для создания принципиально новых товаров, обеспечивающих предприятию на какое-то лидерство и монопольное положение на рынке. С другой стороны, пионерный подход несет в себе высокую степень риска. Так, по оценкам ряда японских фирм рентабельным оказывается лишь примерно 50% принципиально новых изделий, в то время как при модификационном подходе доля рентабельной, продукции достигает 75%. Это объясняется, что ученые, разрабатывающие принципиально новые изделия, не всегда могут правильно оценивать ситуацию на рынке. Поэтому довольно часто новые разработки долгие годы дадут своего коммерческого освоения.

Чтобы повысить эффективность использования результатов фундаментальных разработок многие предприятия стремятся привлечь как можно большее число своих специалистов и изучению их практического применения. С другой стороны, и разработки новых изделий часто оказываются на месте торгового персонала, чтобы иметь лучшее представление об отношении показателей и этой продукции.

Имитационный подход. На базе этого подхода, заключающегося в организации сотрудничества с конкурентами в виде создания совместных предприятий или совместной покупке и освоение лицензий и патентов, создается заметная часть (а, в Японии и Корее – подавляющая часть) новой продукции. Такое межкорпоративное сотрудничество всемирно поощряться, в т.ч. и с помощью государственного бюджета.

Можно выделить три основных подхода к определению понятия «новый товар».

1. Исходит из временного критерия: к новым относят любое вновь выпускаемое изделие. Критерий новизны в этом случае - не качественное своеобразие изделия, а время его освоения и производства.

2. Основан на требовании выделения критерия отличия нового товара от его аналогов и прототипов. В качестве такого критерия предлагают использовать принцип порождения и / или удовлетворения товарами ранее неизвестной потребности. Близка к этой точка зрения, согласно которой новым товаром следует считать лишь изделие, удовлетворяющее принципиально новые потребности. Новым товаром называют также любое прогрессивное изменение, отличающее товар от ранее известных. Эти изменения могут затрагивать сырье, материалы, конструкции, технологии, внешнее оформление и др.

3. Базируется на следующей посылке: надо исходить не из единственного критерия, а из определенной их совокупности, характеризующей те или иные стороны новизны товара. При этом можно выделить, например четыре уровня новизны товара:

- изменение внешнего оформления при соблюдении существующих потребительских свойств;

- частичное изменение потребительских свойств за счет совершенствования основных технических характеристик, но без принципиальных изменений технологии изготовления;

- принципиальное изменение потребительских свойств, вносящее существенные изменения в способ удовлетворения существующей потребности;

- появление товара, не имеющего аналогов.

Приведенные систематизации выявляют общий для многих классификаций такого рода недостаток - смешение критериев и оснований. В них включены различные критерии - временные, чисто производственные и качественные. Особую сложность вызывает вычленение четких критериев новизны. Для формулирования общего определения новизны необходимо четко разделить и выделить такие понятия, как «новое изделие», «новый товар» и «новый предмет потребления».

Новым изделием можно считать такое серийное или массовое изделие, производство которого впервые освоено предприятием. Иначе говоря, любой продукт выпускаемый данным предприятием можно считать новым. В этом случае речь идет о производственной новизне изделия с точки зрения времени его освоения.

Новый товар - это новый продукт, поступивший на рынок и отличающийся от существующих товаров сходного назначения каким-либо изменением потребительских свойств. Данное определение подчеркивает товарную новизну продукта. Здесь важен сам факт появления товара, который не имеет полных аналогов на данном рынке и пользуется спросом. При этом границы рынка служат критерием новизны.

Новым предметом потребления следует считать новый товар, поступивший в сферу потребления, имеющий по сравнению с существующим более высокий потребительский уровень качества и обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей. Тем самым подчеркивается потребительская новизна вещи. Существующий критерий в данном случае - появление и удовлетворение новой потребности или, по крайней мере, нового, более эффективного способа удовлетворения уже имеющейся потребности.

Методом определения степени новизны товаров является расчет относительного показателя на основе балльной оценки параметров изделия, подвергаемого обновления.

Степень новизны = (Количество баллов, набранных данным изделием / Максимальное количество баллов) х 100 (в процентах, %).

Качественно новым можно считать изделие, которое в соответствии с предложенным методом расчета имеет новизну 70 % и более. Изделия, обладающие новизной на уровне 20-70 %, могут быть названы изделиями нового вида. Изделия со степенью новизны менее 20 % относятся к изделиям незначительной новизны, не влияющей существенно на их качество.

Степенями (рангами) новизны товаров являются: 1. Несущественная модификация (цвет); 2. Совершенствование отдельных параметров и потребительских свойств (например, пылесос в пластмассовом корпусе); 3. Существенное изменение параметров и потребительских свойств (изменение размера экрана телевизора, например); 4. Новые комбинации функций и технического принципа действия (например, электрочайник); 5. Коренное качественное преобразование функций и технического принципа действия (например, электробритва); 6. Появление качественно новой продукции (например, персональный компьютер).

Предлагаемый метод оценки новизны не исключает, а предполагает применение и других известных способов выявления новизны изделия, включая: сравнительные методы оценки качества, применяемые в квалиметрии; прогнозно-аналоговый метод; безаналоговый метод оценки качественно новых изделий, представляющий собой совмещение оценок ранее известных и новых свойств.

С позиций целевой рыночной деятельности внедрение в рынок новых товаров представляет собой сложный, многоаспектный и последовательный процесс, в котором следует выделить две основные стадии. Первая стадия - это комплекс работ, связанных с созданием товара и подготовкой рынка к его восприятию (дорыночная стадия). Вторая стадия - собственно внедрение нового товара в рынок. Товар непосредственно поступает в сферу товарного обращения и становится объектом купли-продажи (рыночная стадия). Далее, на определенной стадии пребывания его на рынке происходит качественный переход товара из состояния «новый» в состояние «традиционный».

Раскроем содержание и характер работ по освоению рынка новыми товарами (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика работ по созданию новых товаров и выходу с ними на рынок

Этапы внедрения новых товаров в рынок Характер исследовательских работ
1. Определение набора предпочтительных свойств и создание концепции нового продукта Анализ тенденций и закономерностей развития предметной среды, потребностей и потребительских требований к свойствам товара
2. Выявление наиболее удачного воплощения конструкторского (технологического) замысла и подготовка опытного образца Сравнительный анализ и первичная оценка приемлемости новой конструкции и дизайна
3. Подготовка, испытание опытного образца Оценка параметров изделия, определение направлений его технического и художественного совершенствования
4. Создание и тестирование пробной партии товаров и подготовка инфраструктуры продажи и потребления Выявление свойств нового товара в процессе опытного потребления, оценка перспективности выпуска, проектирование инфраструктуры
5. Выпуск и апробирование опытно-промышленной партии Изучение реакции покупателей на новый товар, мотивов покупки, категорий покупателей, покупательских оценок товара, форм и методов его продажи, реакции на рекламу, определение широты ассортимента
6. Серийно-массовый выпуск изделия, подготовка рынка и потребления Выявление сегментов рынка, определение объема потенциального спроса, определение форм и методов работ на рынке, рекламной деятельности
7. Финальная доработка товара, уточнение форм и методов продажи, совершенствование инфраструктуры потребления Определение динамики продажи, анализ поведения покупателей, изменений в их составе, претензий к свойствам продуктов (изделий)
8. Стабилизация производства и сбыта Анализ конкретных рыночных ситуаций, оценка текущей потребности, изучение характера потребления, анализ массовых дефектов изделий, определение оптимального ассортимента

Обеспечивающая работа службы маркетинга осуществляется по следующим направлениям.

- Формирование и развитие инновационной ориентации коллектива предприятия (обучение персонала; обеспечение во взаимодействии со службой информации эффективной «подпитки» работников информацией в интересах активизации их информационных усилий; привлечение соответствующей части персонала предприятия к процедуре экспертной оценки нововведений; стимулирование творческой активности сотрудников с помощью конкурсов и т.п.).

- Систематическое информационное обеспечение процесса нововведений (обеспечение информацией о потенциальных потребителях, их требованиях и предпочтениях; о конкурирующих товарах и их характеристиках, уровне конкурентоспособности; об отраслевых тенденциях, об изменениях технологии и т.д.).

- Консультации специалистов и подразделений предприятия по всему спектру вопросов, относящихся к рыночным аспектам инновационной деятельности (комплексная оценка замысла нового товара и возможностей его воплощения на предприятии).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: