double arrow

Тема 10. Процесс управления маркетингом. Служба маркетинга на предприятии


План:

1. Процесс управления (ПУ) маркетингом: понятие, составляющие, содержание

2. Этапы процесса управления маркетингом и их характеристика

3. Служба маркетинга на предприятии

Литература:

1. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс, 2003. – 688 с.

2. Маркова В.Д. Маркетинг менеджмент / В.Д. Маркова. – Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2005. – 248 с.

3. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д. и др. Маркетинг: учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Юристъ, 2000. – 568 с.

Вопрос 1. Процесс управления (ПУ) маркетингом: понятие, составляющие, содержание.

Окружающий нас мир представляет собой чрезвычайно сложную систему, в которой разнообразные события возникают как результат взаимодействия между собой очень многих элементов. Оказывая воздействия на ход одних событий иногда нельзя быть уверенным, что это не приведет к такой реакции всей системы, которая сведет на нет все усилия по достижению поставленных целей. Однако без вмешательства в окружение вообще не стоит надеяться, что наши цели будут когда-нибудь достигнуты. Поэтому для увеличения шансов на благоприятный исход необходимо активное воздействие на ход событий и структур наших отношений с ними, иными словами, необходимо управление.




По характеру отношения организации к своему окружению различаются три модели (или способа, типа) управления: административное, ситуационное, стратегическое. Если попытаться выразить смысл каждой из них очень коротко, то следовало бы поставить знак равенства между административным и директивным, между ситуационным и реактивным, между стратегическим и проактивным управлением.

Нужно отметить, что российский маркетинг по-прежнему молод и характеризуется во многом, как поисковый и адаптивный. Форсирование интереса к маркетинг - менеджменту как к системе, интегрированной в процесс общего управления фирмой, конечно, связано с активизацией зарубежных компаний – конкурентов, как и со стремительными преобразованиями производства, экономики в целом. По сути, этот интерес был и зачастую остается своеобразным инструментом защиты от тех же конкурентов, что несколько противоречит логике маркетинга и обозначает путь к процветанию отдельно взятой компании как весьма и весьма витиеватый.

Разумеется, маркетинг – менеджмент – это философия управления компанией, основанная, в первую очередь, на принципах стратегичности, системности, комплексности и др.

Стратегический подход характеризуется следующими чертами:

· ориентация на рынок – перенесения центра стратегических решений в сбытовые звенья фирмы. Задачей является гибкое и постоянное реагирование на изменение условий сбыта;



· принятие стратегических решений. Фирма стремится заранее спрогнозировать возможные ситуации на рынке и иметь в своем портфеле возможные варианты стратегических решений. При высоком уровне нестабильности появляется необходимость готовить решения еще тогда, когда из внешней среды поступают «слабые сигналы» (управление по «слабым сигналам»);

· система непрерывного сбора и анализа информации;

· стратегия активного воздействия – отказ управленческой практики от пассивного приспособления к рынку, переход к политике воздействия на рынок с целью активного формирования спроса, контроль за нововведениями;

· предпринимательская инициатива рассматривается в рамках данной концепции как единственно возможная форма управления производством и сбытом, включая выработку новых конкурентных идей как перманентный процесс, оперативное внедрение наиболее плодотворных идей и др.;

· ориентация на достижение долгосрочного коммерческого успеха. В отличие от традиционного упора на использование краткосрочных конъюнктурных преимуществ, компании стремятся подчинить краткосрочные интересы целям достижения долгосрочных стабильных преимуществ на рынке, что делает их относительно независимыми от состояния рынка в периоды временного ухудшения деловой активности.

Любое предприятие, действующее на рынке, вынуждено функционировать в достаточно жесткой среде, когда на любое действие, предпринятое управленцем - маркетологом, следует реакция, как со стороны конкурентов, так и со стороны потребителей. Вследствие этого для успешного управления маркетингом ключевое значение имеет технология, позволяющая раскрыть цепочку причинно-следственных связей «конкурент – фирма - потребитель». Данное раскрытие производится на основе сопоставления основных и сопутствующих показателях и обусловливающих то или иное направления развития процесса управления маркетингом, с совокупностью целей, преследуемых управленцем - маркетологом, на предмет выявления возможного несоответствия.



Прежде чем раскрыть процесс управления маркетингом, необходимо понять различия между управленческими действиями собственно в маркетинге и в управлении маркетингом. Так, маркетинг занимается сбором и обработкой информации о рынке, и управленческое действие здесь осуществляется на основе этой информации посредством проводимых маркетинговых исследований в целях принятия тактических программ маркетинга. Предпринимаются также корректирующие усилия по их регулированию. Управление маркетингом преимущественно сосредоточивается на анализе информационной среды рынка через применение самостоятельной системы методов оценки информации (экспертно-аналитические методы, методы коммуникационного согласования, рефлективной диагностики, матричного позиционирования и др.) и подчинено принятию решений в области стратегических программ маркетинга и контролю за их исполнением.

В отличие от организационной структуры управления маркетингом, характеризующей статику управления, процесс управления маркетингом определяет его динамику.

В процессе управления маркетингом следует различать содержание и технологию.

Содержание процесса правления маркетингом определяет признаки объекта управления, цели и методы маркетинговых исследований, задачи управления маркетингом.

Содержание процесса управления маркетингом определяется тем, что является объектом управления: производство и формирование товарного портфеля фирмы или выбор рекламной кампании и определение стратегии продукта и т.д. Технология управления маркетингом определяет, как осуществляются процессы воздействия и регулирования позиции фирмы на рынке. Между рассмотренными характеристиками процесса управления маркетингом имеется непосредственная связь, так как технологические элементы включают в себя различные операции и процедуры, имеющие целевую и организационную завершенность.

В зависимости от содержания операции управления маркетингом можно разделить по группам.

1) Плановые;

2) Информационно – аналитические;

3) Организационно – распределительные;

4) Контрольно – учетные и др.



Рис. 1. Модель технологии - процесса управления (ПУ) маркетингом на предприятии

Далее подробно рассмотрим этапы процесса управления маркетингом.








Сейчас читают про: