Исследования
Тексты
Литература
Дополнительная
Исследования
Тексты
Литература
Ломоносов М.В. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке. Краткое руководство к красноречию. Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года. Сумароков А.П. Эпистола о стихотворстве. О благородстве // Русская литература XVIII века. 1700–1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979- С. 88, 97–104, 120-126, 141-150, 224-226.
Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. С. 5-25.
Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979. С. 21-56.
Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981. С. 10-24, 72-99.
Москвичева Г.В. Русский классицизм. М, 1986. С. 5–19.
Берков П.Н. Проблемы изучения русского классицизма // Русская литература XVIII века: Эпоха классицизма. XVIII век. М.; Л., 1964. Сб. 6. С. 5-29.
Пигарев К.В. К вопросу о русском классицизме // Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970. С. 100—112.
Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Русская литература. 1972. № 4. С. 93—101.
Морозов А.А. Судьбы русского классицизма // Русская литература. 1974. № 1. С. 3-27.
Песков A.M. Сумароков и Буало (Сопоставительный анализ поэтического творчества) // Филологические науки. 1982. № 2. С. 73-77.
Занятие 3.А.Д. Кантемир – сатирик.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины обращения Кантемира к жанру «сатиры». Критика общественных пороков и пропаганда петровских преобразований. Принципы типизации.
2. Проблема типологии сатир А.Д. Кантемира. Место и значение «Сатиры I» в творческом наследии писателя.
3. Композиция первой сатиры Кантемира.
4. Диалогическая и монологическая формы повествования в «Сатире I» А.Д. Кантемира.
5. Значение социальных и моральных критериев в создании образной системы первой сатиры.
6. Понятие о композиции образа. Основные приемы создания сатирического образа у Кантемира: саморазоблачение героя, гиперболизация главного нравственного качества, роль портрета, художественной детали, интонации и речевой характеристики. Проблема литературной «маски».
7. Особенности сатиры А.Д. Кантемира. Автоирония. Дидактическое начало смеха. Публицистическая направленность сатир. Традиционное и новое в организации стиха.
8. Значение творчества А.Д. Кантемира в развитии русской сатиры.
Задания для обсуждения:
1. Выпишите в тетрадь из учебника названия и проблематику сатир А.Д. Кантемира. Как решается проблема эволюции творчества сатирика в современном литературоведении?
2. Начертите в тетради композиционную схему первой сатиры Кантемира. Определите типы связей между частями произведения.
3. Сравните первоначальную и окончательную редакции «Сатиры I» А.Д. Кантемира. Как развивался замысел писателя-сатирика и его художественное воплощение?
Кантемир Антиох. Собр. стихотв. Л., 1956. С. 57—67, 361—367 («Б-ка поэта». Бол. сер.).
Кантемир А.Д. Предисловие к сатирам. Сатиры I, II и VII // Русская литература XVIII века. 1700—1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979. С. 59-60, 63-82.
Серман КЗ. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л.,
1973. С. 173-187.
Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985. С. 54—91.
Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 96—112.
Пумпянский Л.В. Кантемир // История русской литературы: В Ют. М.; Л., 1941. Т. 3. С. 191-208.
Прийма Ф.Я. А.Д.Кантемир // Кантемир Антиох. Собр. стихотв. Л., 1956. С. 11-19, 29-33, 36-39, 46-48.
Копаница Л.Н. Своеобразие конфликта в сатирических произведениях. Конфликт в сатирах Антиоха Кантемира // Вестник Киевского ун-та: Литература. Языкознание. Киев, 1987. Вып. 29. С. 35-42.
Занятия 4. Поэтика «Оды на взятие Хотина» М.В. Ломоносова.
Вопросы для обсуждения:
1. История создания и первой публикации оды.
2. Проблема историзма в русской литературе. Исторические события, положенные в основу оды 1739 года, и их поэтическое осмысление М.В. Ломоносовым.
3. Проблема типологии одического жанра. Особенности жанра и композиционного решения «Оды на взятие Хотина». Мотивируйте двучастность вступления к оде.
4. Сюжет произведения и принципы сюжетосложения.
5. Система образов «Оды». Антитеза как основа создания образной системы оды.
6. Художественное пространство и время в «Оде».
7. Роль символа в идейном замысле произведения «Оды на взятие Хотина».
8. Значение одического творчества Ломоносова в развитии русской поэзии.
Задания для обсуждения:
- Используя справочную и учебную литературу, определите, что такое «ода» и ее положение в системе жанров русского классицизма.
- Определите композицию «Оды на взятие Хотина», стихотворный размер и рифмовку произведения.
- Подберите материал из текста оды, помогающий ответить на 5-8 вопросы практического занятия.