double arrow

Дополнительная


Исследования

Тексты

Литература

Дополнительная

Исследования

Тексты

Литература

Ломоносов М.В. Предис­ловие о пользе книг церковных в российском языке. Краткое ру­ководство к красноречию. Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года. Сумароков А.П. Эпистола о сти­хотворстве. О благородстве // Русская литература XVIII века. 1700–1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979- С. 88, 97–104, 120-126, 141-150, 224-226.

Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. С. 5-25.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литерату­ре XVIII века. М., 1979. С. 21-56.

Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981. С. 10-24, 72-99.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М, 1986. С. 5–19.

Берков П.Н. Проблемы изучения русского классицизма // Рус­ская литература XVIII века: Эпоха классицизма. XVIII век. М.; Л., 1964. Сб. 6. С. 5-29.

Пигарев К.В. К вопросу о русском классицизме // Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970. С. 100—112.

Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном про­цессе // Русская литература. 1972. № 4. С. 93—101.

Морозов А.А. Судьбы русского классицизма // Русская литера­тура. 1974. № 1. С. 3-27.




Песков A.M. Сумароков и Буало (Сопоставительный анализ поэтического творчества) // Филологические науки. 1982. № 2. С. 73-77.

Занятие 3.А.Д. Кантемир – сатирик.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины обращения Кантемира к жанру «сатиры». Крити­ка общественных пороков и пропаганда петровских преобразова­ний. Принципы типизации.

2. Проблема типологии сатир А.Д. Кантемира. Место и значе­ние «Сатиры I» в творческом наследии писателя.

3. Композиция первой сатиры Кантемира.

4. Диалогическая и монологическая формы повествования в «Сатире I» А.Д. Кантемира.

5. Значение социальных и моральных критериев в создании образной системы первой сатиры.

6. Понятие о композиции образа. Основные приемы создания сатирического образа у Кантемира: саморазоблачение героя, ги­перболизация главного нравственного качества, роль портрета, художественной детали, интонации и речевой характеристики. Проблема литературной «маски».

7. Особенности сатиры А.Д. Кантемира. Автоирония. Дидак­тическое начало смеха. Публицистическая направленность сатир. Традиционное и новое в организации стиха.

8. Значение творчества А.Д. Кантемира в развитии русской сатиры.

Задания для обсуждения:

1. Выпишите в тетрадь из учебника названия и проблематику сатир А.Д. Кантемира. Как решается проблема эволюции твор­чества сатирика в современном литературоведении?

2. Начертите в тетради композиционную схему первой сатиры Кантемира. Определите типы связей между частями произведения.

3. Сравните первоначальную и окончательную редакции «Са­тиры I» А.Д. Кантемира. Как развивался замысел писателя-сати­рика и его художественное воплощение?



Кантемир Антиох. Собр. стихотв. Л., 1956. С. 57—67, 361—367 («Б-ка поэта». Бол. сер.).

Кантемир А.Д. Предисловие к сатирам. Сатиры I, II и VII // Русская литература XVIII века. 1700—1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979. С. 59-60, 63-82.

Серман КЗ. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л.,

1973. С. 173-187.

Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985. С. 54—91.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 96—112.

Пумпянский Л.В. Кантемир // История русской литературы: В Ют. М.; Л., 1941. Т. 3. С. 191-208.

Прийма Ф.Я. А.Д.Кантемир // Кантемир Антиох. Собр. сти­хотв. Л., 1956. С. 11-19, 29-33, 36-39, 46-48.

Копаница Л.Н. Своеобразие конфликта в сатирических произ­ведениях. Конфликт в сатирах Антиоха Кантемира // Вестник Киевского ун-та: Литература. Языкознание. Киев, 1987. Вып. 29. С. 35-42.

Занятия 4. Поэтика «Оды на взятие Хотина» М.В. Ломоносова.

Вопросы для обсуждения:

1. История создания и первой публикации оды.

2. Проблема историзма в русской литературе. Истори­ческие события, положенные в основу оды 1739 года, и их поэтическое осмысление М.В. Ломоносовым.

3. Проблема типологии одического жанра. Особенности жанра и композиционного решения «Оды на взятие Хотина». Мотивируйте двучастность вступления к оде.



4. Сюжет произведения и принципы сюжетосложения.

5. Система образов «Оды». Антитеза как основа создания образной системы оды.

6. Художественное пространство и время в «Оде».

7. Роль символа в идейном замысле произве­дения «Оды на взятие Хотина».

8. Значение одического творчества Ломоносова в развитии русской поэзии.

Задания для обсуждения:

  1. Используя справочную и учебную литературу, определите, что такое «ода» и ее положение в системе жанров русского классицизма.
  2. Определите композицию «Оды на взятие Хотина», стихотворный размер и рифмовку произведения.
  3. Подберите материал из текста оды, помогающий ответить на 5-8 вопросы практического занятия.






Сейчас читают про: