Исследования
Тексты
Литература
Занятие 1. Гистория о российском матросе Василии Кориотском.
Содержание практических занятий курса
«История русской литературы»
Вопросы для обсуждения:
1. Идея внесословной ценности человека, ее отражение в судьбах людей петровского времени, в документальной и художественной литературе (судьба А.Д. Меншикова, «табель о рангах», «гистории» первой трети XVIII в.).
2. Историческое и художественное в повести о Василии Кориотском. Функции и значение исторических реалий в произведении. Специфика художественного вымысла в «гистории».
3. Жанровое своеобразие произведения. В чем отличия терминов «повесть» и «гистория». Связь «Гистории о российском матросе Василии Кориотском» с авантюрно-плутовской, бытовой и исторической повестью, повестью о разбойниках, о любви. Черты жанра путевых записок в «гистории». Сказочная традиция в произведении.
4. Антитеза как ведущий прием создания образной системы повести. Роль второстепенных и эпизодических лиц в «гистории». Основные приемы создания образа Василия Кориотского. Как меняется способ изображения героя в произведении?
5. Композиция «гистории». Чем мотивируется деление произведения на две большие части и каковы принципы членения? Особенности строения второй части. Роль вступления и заключения в произведении. Типы связей отдельных частей в «гистории». Понятие о сюжетно-композиционной связке и ее типология.
6. Сюжет произведения. Принципы анализа сюжета в циклическом произведении. Новеллистический характер сюжетов. Почему вторая часть повести екщетно повторяет схему первой (возвышение и мнимая гибель гефя) и в чем их отличия?
7. Своеобразие стиля «гистории». Каковы причины и специфика использования автором различных стилевых пластов в произведении? Можно ли говорить о единоз^объединяющем) стиле «гистории»? Обоснуйте свою точку зрения. Элементы барочной поэтики в «Гистории о российском матросе Василии Кориотском».
8. «Гистория» о матросе Василии в контексте русской прозы петровского времени. Значение произведения в истории русской повести XVIII—XIX вв.
Задания для обсуждения:
1. Изобразите графически композицию произведения. Определите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку «гистории».
2. Выпишите в тетрадь примеры использования в произведении различных стилей.
3. Определите значение малых жанрообразований («ария», «чудо», «молитва», «загадка» и др.) в произведении.
4. Каково соотношение древнерусской и западноевропейской традиций в раскрытии темы любви и брака в «гисториях» петровского времени?
Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли // Русская литература XVIII века. 1700—1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979. С. 12-22.
Моисеева Т.Н. Гистория о российском матросе Василии Кори^ отском // ТОДРЛ. М.; Л., 1954. Т.10. С. 353-388 или: ее же. Русские повести первой трети XVIII века. М.; Л., 1965. С. 39—56.
Кузьмина В.Д. Повести петровского времени // История русской литературы: В 10 т. М.; Л., 1941. Т. 3. С. 177—136.
Апсит Т.Н. Об особенностях структуры русских повестей с любовной тематикой (первая половина XVIII в.).// Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 114-122.
Сабитова И.В. Особенности перехода книжного сюжета в устную традицию // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1988. Вып. 15. С. 101-108.
Занятие 2. Классицизм как направление и художественный метод.
Вопросы для обсуждения:
1. Социально-политическая, философская, этико-эстетическая, историко-литературная основы русского классицизма.
2. Национальное своеобразие русского классицизма.
3. Основные принципы изображения человека и мира в произведениях русских классицистов.
4. Система жанров и стилей. Нормативность поэтики классицизма.
5. Теория и практика русского классицизма. Проблема типологии и эволюции русского классицизма в современном литературоведении.
6. Классицизм в системе других литературных направлений XVIII в. Значение классицизма в истории русской литературы.
Задания для обсуждения:
- Отработайте необходимые для занятия теоретические понятия: «художественный метод», «литературное направление», «стиль», «система жанров».
- Определите, используя учебную и научно-исследовательскую литературу по теме, хронологические рамки, основные этапы развития, писательский состав, национальные особенности русского классицизма. Сделайте соответствующие записи в тетради.
- Дайте сравнительную характеристику «высоким» и «низким» жанрам классицизма, подобрав примеры из произведений В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова.