Дополнительная. Занятие 1. Гистория о российском матросе Василии Кориотском

Исследования

Тексты

Литература

Занятие 1. Гистория о российском матросе Василии Кориотском.

Содержание практических занятий курса

«История русской литературы»

Вопросы для обсуждения:

1. Идея внесословной ценности человека, ее отражение в судь­бах людей петровского времени, в документальной и художес­твенной литературе (судьба А.Д. Меншикова, «табель о рангах», «гистории» первой трети XVIII в.).

2. Историческое и художественное в повести о Василии Кориотском. Функции и значение исторических реалий в произве­дении. Специфика художественного вымысла в «гистории».

3. Жанровое своеобразие произведения. В чем отличия тер­минов «повесть» и «гистория». Связь «Гистории о российском матросе Василии Кориотском» с авантюрно-плутовской, быто­вой и исторической повестью, повестью о разбойниках, о любви. Черты жанра путевых записок в «гистории». Сказочная традиция в произведении.

4. Антитеза как ведущий прием создания образной системы повести. Роль второстепенных и эпизодических лиц в «гистории». Основные приемы создания образа Василия Кориотского. Как меняется способ изображения героя в произведении?

5. Композиция «гистории». Чем мотивируется деление произ­ведения на две большие части и каковы принципы членения? Особенности строения второй части. Роль вступления и заключе­ния в произведении. Типы связей отдельных частей в «гистории». Понятие о сюжетно-композиционной связке и ее типология.

6. Сюжет произведения. Принципы анализа сюжета в цикли­ческом произведении. Новеллистический характер сюжетов. По­чему вторая часть повести екщетно повторяет схему первой (воз­вышение и мнимая гибель гефя) и в чем их отличия?

7. Своеобразие стиля «гистории». Каковы причины и специ­фика использования автором различных стилевых пластов в про­изведении? Можно ли говорить о единоз^объединяющем) стиле «гистории»? Обоснуйте свою точку зрения. Элементы барочной поэтики в «Гистории о российском матросе Василии Кориотском».

8. «Гистория» о матросе Василии в контексте русской прозы петровского времени. Значение произведения в истории русской повести XVIII—XIX вв.

Задания для обсуждения:

1. Изобразите графически композицию произведения. Опре­делите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку «гистории».

2. Выпишите в тетрадь примеры использования в произведе­нии различных стилей.

3. Определите значение малых жанрообразований («ария», «чудо», «молитва», «загадка» и др.) в произведении.

4. Каково соотношение древнерусской и западноевропейской традиций в раскрытии темы любви и брака в «гисториях» петров­ского времени?

Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о пре­красной королевне Ираклии Флоренской земли // Русская лите­ратура XVIII века. 1700—1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979. С. 12-22.

Моисеева Т.Н. Гистория о российском матросе Василии Кори^ отском // ТОДРЛ. М.; Л., 1954. Т.10. С. 353-388 или: ее же. Рус­ские повести первой трети XVIII века. М.; Л., 1965. С. 39—56.

Кузьмина В.Д. Повести петровского времени // История рус­ской литературы: В 10 т. М.; Л., 1941. Т. 3. С. 177—136.

Апсит Т.Н. Об особенностях структуры русских повестей с любовной тематикой (первая половина XVIII в.).// Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новоси­бирск, 1985. С. 114-122.

Сабитова И.В. Особенности перехода книжного сюжета в ус­тную традицию // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1988. Вып. 15. С. 101-108.

Занятие 2. Классицизм как направление и художественный метод.

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-политическая, философская, этико-эстетическая, историко-литературная основы русского классицизма.

2. Национальное своеобразие русского классицизма.

3. Основные принципы изображения человека и мира в про­изведениях русских классицистов.

4. Система жанров и стилей. Нормативность поэтики класси­цизма.

5. Теория и практика русского классицизма. Проблема типо­логии и эволюции русского классицизма в современном литера­туроведении.

6. Классицизм в системе других литературных направлений XVIII в. Значение классицизма в истории русской литературы.

Задания для обсуждения:

  1. Отработайте необходимые для занятия теоретические по­нятия: «художественный метод», «литературное направление», «стиль», «система жанров».
  2. Определите, используя учебную и научно-исследовательс­кую литературу по теме, хронологические рамки, основные эта­пы развития, писательский состав, национальные особенности русского классицизма. Сделайте соответствующие записи в тет­ради.
  3. Дайте сравнительную характеристику «высоким» и «низким» жанрам классицизма, подобрав примеры из произведений В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: