double arrow

Дополнительная. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение: Курс лекций. Л., 1959. С. 306-307, 314-337


Исследования

Тексты

Литература

Дополнительная

Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение: Курс лекций. Л., 1959. С. 306-307, 314-337.

Холшевников В.К. Основы стиховедения. Русское стихосложе­ние. Л., 1972. С. 15-22.

Вомперский В.П. Риторики в России XVII—XVIII вв. М., 1988. С. 76-96, 134-170.

Занятие 6. Русская классицистическая трагедия. Трагедия А.П. Сумарокова «Дмитрий самозванец».

Вопросы для обсуждения:

1. Историческая основа трагедии, ее политический и философский подтекст.

2. Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» как про­изведение русского классицизма.

3. Анализ сюжетосложения трагедии Сумарокова.

4. Художественное пространство и время в трагедии.

5. Диалог и монолог в пьесе.

6. Значение трагедии Сумарокова «Димитрий Самозванец» в развитии русской драматургии.

Задания для обсуждения:

1. Дайте определение «трагедии», выделите основные черты трагедии классицизма. Объясните, почему писатели-классицис­ты активно работали в жанре исторической трагедии.

2. Определите конкретно-историческое и «вечное» в дидакти­ческой направленности трагедии «Димитрий Самозванец». Самозванщина как феномен русской истории и отношение к этому явлению Сумарокова.

3. Докажите, что в трагедии «Димитрий Самозванец» Сумаро­ков нарушает принцип однолинейности образа.

Сумароков А.П. Димитрий Самозванец // Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 120-136.

Сумароков А.П. Синав и Трувор. Димитрий Самозванец // Сумароков AM. Драматические сочиненэд. Л., 1990. С. 83—133, 247-293.

Для сравнения:

Пушкин А.С. Борис Годунов // Пушкин А.С Поли. собр. соч.: В 10 т. М., 1964. Т. 5. С. 217-330.

Александрова Е.А. Формы конфликта и характер театральнос­ти трагедий классицизма (на материале А.П. Сумарокова) // Про­блемы изучения русской литературы XVIII века: От классицизма к романтизму. Л., 1976. Вып. 2. С. 17—27.

Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1981. С. 68-74.

Бочкарев В А. Русская историческая драматургия XVII—XVIII веков. М., 1988. С. 112-142.

Берков П.Н. А.П. Сумароков // Русские драматурги XVIII— XIX вв. М.; Л., 1959. Т. 1. С. 92-107.

Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977. С. 205-210.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского драматического театра от истоков до конца XVIII века. М., 1977. Т. 1. С. 256—264.

Моисеева Т.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века. Л., 1980. С. 171-182.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 48—73.

Занятие 7. «Отрывок путешествия в *** И***Т*** ». Проблема авторства произведения.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины возникновения проблемы авторства произведе­ний русской литературы XVIII в. и основные пути ее решения в науке.

2. Вопрос о соотношении художественного и документально­го начал в «Отрывке путешествия». Для творческой манеры каких писателей второй половины XVIII в. характерно подобное соот­ношение художественного и документального в произведении? Обоснование своей точки зрения.

3. Идейная позиция автора и художественные средства ее вы­ражения в «Отрывке путешествия» (на уровне тематики и про­блематики произведения, метода и стиля, жанра, сюжета, компо­зиции, системы образов и др.).

4. Принцип пространственной фокусации и его связь с ос­новными принципами отбора материала в произведении. Роль пейзажа, названий деревень в идейно-художественном замысле «Отрывка путешествия». Общее и разлинное в описании кресть­янской избы у А.Н. Радищева и автора «Отрывка». Соотношение реального и символического в этих эпизодах «Путешествий».

5. Тема крепостной деревни в «Письмах к Фалалею» и в «Отрывке». Что общего в подходе к решению проблемы взаимоотношений крестьян и помещиков, в принципах изображения пер­сонажей, в стилевой манере произведений?

6. Как решается проблема авторства «Отрывка» в современ­ном литературоведении? Спорные и бесспорные положения ра­боты Т.П. Макогоненко, где доказывается, что автор произведе­ния — Н.И. Новиков. Какова ваша точка зрения на авторство «Отрывка путешествия»?

Задания для обсуждения:

1. Что такое атрибуция текста? Выявите специфику атрибуционной работы на материале древнерусской литературы и литера­туры XVIII в.

2. Докажите, что антитеза — ведущий прием организации ху­дожественной структуры «Отрывка». Как этот прием используют Н.И. Новиков и А.Н. Радищев в создании образной системы сво­их произведений?

3. Выпишите в тетрадь материал, позволяющий выполнить
сопоставительный анализ текста «Отрывка» и произведений Ра­дищева и Новикова по вопросам практического занятия (описа­ние крестьянской избы, пейзажные зарисовки, изображение от­ношений помещиков и крестьян и др.).


Сейчас читают про: