Исследования
Тексты
Литература
Дополнительная
Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение: Курс лекций. Л., 1959. С. 306-307, 314-337.
Холшевников В.К. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972. С. 15-22.
Вомперский В.П. Риторики в России XVII—XVIII вв. М., 1988. С. 76-96, 134-170.
Занятие 6. Русская классицистическая трагедия. Трагедия А.П. Сумарокова «Дмитрий самозванец».
Вопросы для обсуждения:
1. Историческая основа трагедии, ее политический и философский подтекст.
2. Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» как произведение русского классицизма.
3. Анализ сюжетосложения трагедии Сумарокова.
4. Художественное пространство и время в трагедии.
5. Диалог и монолог в пьесе.
6. Значение трагедии Сумарокова «Димитрий Самозванец» в развитии русской драматургии.
Задания для обсуждения:
1. Дайте определение «трагедии», выделите основные черты трагедии классицизма. Объясните, почему писатели-классицисты активно работали в жанре исторической трагедии.
2. Определите конкретно-историческое и «вечное» в дидактической направленности трагедии «Димитрий Самозванец». Самозванщина как феномен русской истории и отношение к этому явлению Сумарокова.
3. Докажите, что в трагедии «Димитрий Самозванец» Сумароков нарушает принцип однолинейности образа.
Сумароков А.П. Димитрий Самозванец // Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 120-136.
Сумароков А.П. Синав и Трувор. Димитрий Самозванец // Сумароков AM. Драматические сочиненэд. Л., 1990. С. 83—133, 247-293.
Для сравнения:
Пушкин А.С. Борис Годунов // Пушкин А.С Поли. собр. соч.: В 10 т. М., 1964. Т. 5. С. 217-330.
Александрова Е.А. Формы конфликта и характер театральности трагедий классицизма (на материале А.П. Сумарокова) // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: От классицизма к романтизму. Л., 1976. Вып. 2. С. 17—27.
Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1981. С. 68-74.
Бочкарев В А. Русская историческая драматургия XVII—XVIII веков. М., 1988. С. 112-142.
Берков П.Н. А.П. Сумароков // Русские драматурги XVIII— XIX вв. М.; Л., 1959. Т. 1. С. 92-107.
Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977. С. 205-210.
Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского драматического театра от истоков до конца XVIII века. М., 1977. Т. 1. С. 256—264.
Моисеева Т.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века. Л., 1980. С. 171-182.
Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 48—73.
Занятие 7. «Отрывок путешествия в *** И***Т***». Проблема авторства произведения.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины возникновения проблемы авторства произведений русской литературы XVIII в. и основные пути ее решения в науке.
2. Вопрос о соотношении художественного и документального начал в «Отрывке путешествия». Для творческой манеры каких писателей второй половины XVIII в. характерно подобное соотношение художественного и документального в произведении? Обоснование своей точки зрения.
3. Идейная позиция автора и художественные средства ее выражения в «Отрывке путешествия» (на уровне тематики и проблематики произведения, метода и стиля, жанра, сюжета, композиции, системы образов и др.).
4. Принцип пространственной фокусации и его связь с основными принципами отбора материала в произведении. Роль пейзажа, названий деревень в идейно-художественном замысле «Отрывка путешествия». Общее и разлинное в описании крестьянской избы у А.Н. Радищева и автора «Отрывка». Соотношение реального и символического в этих эпизодах «Путешествий».
5. Тема крепостной деревни в «Письмах к Фалалею» и в «Отрывке». Что общего в подходе к решению проблемы взаимоотношений крестьян и помещиков, в принципах изображения персонажей, в стилевой манере произведений?
6. Как решается проблема авторства «Отрывка» в современном литературоведении? Спорные и бесспорные положения работы Т.П. Макогоненко, где доказывается, что автор произведения — Н.И. Новиков. Какова ваша точка зрения на авторство «Отрывка путешествия»?
Задания для обсуждения:
1. Что такое атрибуция текста? Выявите специфику атрибуционной работы на материале древнерусской литературы и литературы XVIII в.
2. Докажите, что антитеза — ведущий прием организации художественной структуры «Отрывка». Как этот прием используют Н.И. Новиков и А.Н. Радищев в создании образной системы своих произведений?
3. Выпишите в тетрадь материал, позволяющий выполнить
сопоставительный анализ текста «Отрывка» и произведений Радищева и Новикова по вопросам практического занятия (описание крестьянской избы, пейзажные зарисовки, изображение отношений помещиков и крестьян и др.).