Исследования
Тексты
Литература
Занятие 11. Эволюция образа автора в поэзии Г.Р.Державина.
Исследования
Тексты
Литература
Державин Г.Р. Фелица // Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 561—564; для сравнения — с. 93— 95 («Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова).
Благой Д.Д. Литература и действительность: Вопросы теории и истории литературы. М., 1959. С. 140—147.
Серман КЗ. Державин. Л., 1967. С. 5—69.
Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма: Из лекций по спецкурсу. Горький, 1974. Ч. 2. С. 81—86.
Западав А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин: Литературные очерки. М., 1979. С. 190—199.
1. Эстетика подобия как основополагающий принцип искусства классицизма. Жанровый канон «оды» и пути его преодоления в русской поэзии XVIII в. Рост индивидуально-авторского начала в практике русских одописцев второй половины XVIII столетия.
2. Автобиографическая основа одического творчества Г.Р. Державина и основные формы автобиографизма в художественном произведении.
3. Изображение мира и человека, собственной жизни в поэзии Державина. Как меняется авторское отношение к действительности (ср. послание «К первому соседу» и послание «Храповицкому»)?
4. Изменения в формах выражения личности автора в оде «Фелица» и «Евгению. Жизнь Званская». Эволюция образа автора в творчестве Державина и ее отражение в жанре, композиции, сюжете, стиле, ритмике произведений.
5. Связь эволюции образа автора с эволюцией художественного метода поэта. Особенности художественного метода стихотворений Державина «Памятник» и «Признание».
Задания для обсуждения:
1. По справочной и учебной литературе выясните, такими были основные каноны построения одического произведения, выявите круг одописцев-современников Г.Р. Державина определите их вклад в развитие поэтики оды.
2. Выпишите из текста произведений Державина фрагменты, доказывающие автобиографический характер творчества поэта. Дайте определение лирического героя стихотворений. Как эта характеристика соотносится с вашим представлением о Державине, человеке и писателе?
3. Определите жанр стихотворений, особенности их стиля и ритмического рисунка.
Державин LP. К первому соседу. Фелица. Памятник. Храповицкому. Евгению. Жизнь Званская. Признание // Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 560, 561—564, 575, 576, 582—585 (или любое другое издание).
Серман И.З. Державин. Л., 1967. С. 70—103.
Макогоненко Т.П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969 С. 367-417.
Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин: Литературные очерки. М., 1979. С. 179—219.
Западов В.А. Державин и поэтика русского классицизма // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1984 С. 26-49; Л., 1985. С. 45-61.
Благой Д.Д. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. М, 1959. С. 140—147.
История русской поэзии. Л., 1968. Т. 1. С. 122—126, 132—151.
Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма: Из лекций по спецкурсу. Горький, 1974. Ч. 2. С. 81—86.
Западов А.В. Поэты XVIII века: А. Кантемир. А. Сумароков. В. Майков. М. Херасков: Литературные очерки. М, 1984. С. 185— 190.
Трофимова Н.В. «За правду ж чтить меня ты будешь...». О стихотворении Г.Р. Державина «Властителям и судиям» // Русская речь. 1989. №5. С. 121-126
Занятие 12. Поэтика «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева.
1. Проблема жанра «Путешествия из Петербурга в Москву».
2. Новаторство А.Н. Радищева в области композиционного строя «Путешествия».
3. Специфика развития сюжета. Система ложных посылок.
4. Новые принципы изображения главного героя произведения.
5. Вопрос о художественном методе «Путешествия» А.Н. Радищева. Черты классицизма, сентиментализма, предромантизма и раннего русского реализма в произведении Радищева. Стилевое своеобразие «Путешествия».
Задания для обсуждения:
1. Используя справочную литературу, определите различие понятий «стиль эпохи», «стиль метода», «стиль жанра», «индивидуально-авторский стиль» применительно к литературе XVIII в.
2. Графически изобразите композицию произведения. Определите основные принципы деления «Путешествия» на композиционные единицы, типы связок между ними.
3. Найдите в тексте произведения и выпишите в тетрадь примеры использования автором «Путешествия» различных стилистических пластов. Как соотносятся в произведении речь автора и речь героев?
4. Определите «первичные» жанрообразования в составе «Путешествия из Петербурга в Москву» (фольклорные, научно-публицистические, документальные, жанры древней и новой, русской и западноевропейской литературы).