double arrow

Дополнительная. Занятие 11. Эволюция образа автора в поэзии Г.Р.Державина


Исследования

Тексты

Литература

Занятие 11. Эволюция образа автора в поэзии Г.Р.Державина.

Исследования

Тексты

Литература

Державин Г.Р. Фелица // Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 561—564; для сравнения — с. 93— 95 («Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова).

Благой Д.Д. Литература и действительность: Вопросы теории и истории литературы. М., 1959. С. 140—147.

Серман КЗ. Державин. Л., 1967. С. 5—69.

Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма: Из лекций по спецкурсу. Горький, 1974. Ч. 2. С. 81—86.

Западав А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р. Держа­вин: Литературные очерки. М., 1979. С. 190—199.

Вопросы для обсуждения:

1. Эстетика подобия как основополагающий принцип искус­ства классицизма. Жанровый канон «оды» и пути его преодоле­ния в русской поэзии XVIII в. Рост индивидуально-авторского начала в практике русских одописцев второй половины XVIII столетия.

2. Автобиографическая основа одического творчества Г.Р. Дер­жавина и основные формы автобиографизма в художественном произведении.

3. Изображение мира и человека, собственной жизни в поэ­зии Державина. Как меняется авторское отношение к действи­тельности (ср. послание «К первому соседу» и послание «Храпо­вицкому»)?




4. Изменения в формах выражения личности автора в оде «Фелица» и «Евгению. Жизнь Званская». Эволюция образа авто­ра в творчестве Державина и ее отражение в жанре, композиции, сюжете, стиле, ритмике произведений.

5. Связь эволюции образа автора с эволюцией художествен­ного метода поэта. Особенности художественного метода стихот­ворений Державина «Памятник» и «Признание».

Задания для обсуждения:

1. По справочной и учебной литературе выясните, такими были основные каноны построения одического произведения, выяви­те круг одописцев-современников Г.Р. Державина определите их вклад в развитие поэтики оды.

2. Выпишите из текста произведений Державина фрагменты, доказывающие автобиографический характер творчества поэта. Дайте определение лирического героя стихотворений. Как эта характеристика соотносится с вашим представлением о Держави­не, человеке и писателе?

3. Определите жанр стихотворений, особенности их стиля и ритмического рисунка.

Державин LP. К первому соседу. Фелица. Памятник. Храпо­вицкому. Евгению. Жизнь Званская. Признание // Русская лите­ратура XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 560, 561—564, 575, 576, 582—585 (или любое другое издание).

Серман И.З. Державин. Л., 1967. С. 70—103.

Макогоненко Т.П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969 С. 367-417.

Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р. Держа­вин: Литературные очерки. М., 1979. С. 179—219.

Западов В.А. Державин и поэтика русского классицизма // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1984 С. 26-49; Л., 1985. С. 45-61.



Благой Д.Д. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. М, 1959. С. 140—147.

История русской поэзии. Л., 1968. Т. 1. С. 122—126, 132—151.

Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма: Из лекций по спецкурсу. Горький, 1974. Ч. 2. С. 81—86.

Западов А.В. Поэты XVIII века: А. Кантемир. А. Сумароков. В. Майков. М. Херасков: Литературные очерки. М, 1984. С. 185— 190.

Трофимова Н.В. «За правду ж чтить меня ты будешь...». О сти­хотворении Г.Р. Державина «Властителям и судиям» // Русская речь. 1989. №5. С. 121-126

Занятие 12. Поэтика «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема жанра «Путешествия из Петербурга в Москву».

2. Новаторство А.Н. Радищева в области композиционного строя «Путешествия».

3. Специфика развития сюжета. Система ложных посылок.

4. Новые принципы изображения главного героя произведе­ния.

5. Вопрос о художественном методе «Путешествия» А.Н. Ра­дищева. Черты классицизма, сентиментализма, предромантизма и раннего русского реализма в произведении Радищева. Стиле­вое своеобразие «Путешествия».

Задания для обсуждения:

1. Используя справочную литературу, определите различие понятий «стиль эпохи», «стиль метода», «стиль жанра», «индиви­дуально-авторский стиль» применительно к литературе XVIII в.

2. Графически изобразите композицию произведения. Опре­делите основные принципы деления «Путешествия» на компози­ционные единицы, типы связок между ними.



3. Найдите в тексте произведения и выпишите в тетрадь при­меры использования автором «Путешествия» различных стилис­тических пластов. Как соотносятся в произведении речь автора и речь героев?

4. Определите «первичные» жанрообразования в составе «Пу­тешествия из Петербурга в Москву» (фольклорные, научно-пуб­лицистические, документальные, жанры древней и новой, рус­ской и западноевропейской литературы).







Сейчас читают про: