Занятие 16. Новгородская тема в русской литературе

Дополнительная

Исследования

Тексты

Литература

Дополнительная

Исследования

Тексты

Литература

Дмитриев И. И. Стонет сизый голубочек... //Русская литера­тура XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 663 (или любое другое издание стихотворения).

Купреянова Е.Н. Дмитриев и поэты карамзинской школы // История русской литературы: В 10 т. М.; Л., 1951. Т. 5. С. 121—126.

Кочеткова Н.Д. Карамзин и литература сентиментализма // Рус­ская литература и фольклор (XI—XVIII вв.). Л., 1970. С. ЗЫ—367.

Новиков A.M. Русская поэзия XVIII — первой половины XIX века и народная песня. М., 1982. С. 41—44, 185—186.

Макогоненко Г.П. Избр. работы. Л., 1987. С. 8—73 («Рядовой на Пинде воин» (Поэзия Ивана Дмитриева).

Виноградов В.В. Стилистические нормы салонно-литературной речи // Виноградов В.В. Очерки по истории русского литератур­ного языка XVII-XIX веков. М., 1982/С. 191-197.

Занятие 15. Лирика Н. Карамзина – «портрет души и сердца» автора. Повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза».

Вопросы для обсуждения:

1. Причины появления и быстрого развития в русской лите­ратуре сентиментальной повести (Ф. Эмин «Письма Эрнеста и Доравры», А.Радищев «Дневник одной недели», Н. Карамзин «Бед­ная Лиза»).

2. Этико-эстетическая программа Карамзина и ее преломле­ние в повести «Бедная Лиза».

3. Динамика и из­менчивость чувства как средство создания психологической слож­ности образов главных героев повести.

4. Функции пейзажа в повести «Бедная Лиза».

5. Роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, художественной детали в создании образа. Портрет и его значе­ние в повести.

6. Карамзинская традиция в развитии русской повести конца XVIII-XIX в.

Задания для обсуждения:

1. Графически изобразите систему образов повести Н.М. Ка­рамзина «Бедная Лиза». Выделите в тексте повести отрывки, поз­воляющие судить об отношении повествователя к героям.

2. Сравните характеристику «Бедной Лизы» Карамзина и «Бед­ной Анюты» Радищева (глава «Едрово» в «Путешествии из Пе­тербурга в Москву»). Можно ли на основании выявленных отли­чий говорить о двух течениях русского сентиментализма? Аргу­ментируйте свою точку зрения.

3. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» как «прогноз сюжетных перипетий» в русской литературе XIX в. Сопоставьте «Бедную Лизу» Карамзина с «Барышней-крестьянкой» Пушкина. Каково отношение Пушкина к карамзинской традиции в русской повести?

Карамзин Н.М. Бедная Лиза. // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 1. С. 605–621 (или другое издание).

Для сравнения:

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность / Изд. подгот. В.А. Западов. СПб., 1992. С. 59–66 («Литературные памятники»).

Пушкин А.С. Барышня-крестьянка // Пушкин А.С. Поли. собр. соч.: В 10 т. М, 1964. Т. 6. С. 145-170.

Пиксанов Н.К. «Бедная Анюта» и «Бедная Лиза» // XVIII век. М.; Л., 1958. Сб. 3. С. 309–325.

Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть // Русская сен­тиментальная повесть. М., 1979. С. 5–32.

Казарин В.П. Художественная символика повести Н.М.Карам­зина «Бедная Лиза» // Вопросы русской литературы. Вып. 2.(44). Львов, 1984. С. 65–71.

Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Карамзина: К 200-летию со дня выхода в свет // Славяноведение. 1992. № 5. С. 3–35.

Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – на­чала XIX века. XVIII век. Л., 1969. Сб. 8. С. 259–268.

Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов, 1974. С. 148–158.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 209–216.

Муравьев В.Б. Московские литературные предания и были. М., 1981. С. 98–120.

Фохт Т.П. Литературная и фольклорные традиции в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Фольклорная традиция в рус­ской литературе. Волгоград, 1986. С. 3–11.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины активной разработки темы древнего Новгорода в творчестве русских писателей XVIII в. Исторический сюжет как основа для решения политических проблем современности. Прошлое и настоящее России в произведениях Княжнина, Радищева и Карамзина.

2. С помощью каких художественных приемов достигается писателями героизация и идеализация древнего Новгорода?

3. Концепция народа и личности. Общее и различное в реше­нии вопроса о роли личности в истории у Княжнина, Радищева и Карамзина. Особенности историзма созданных ими произведе­ний о древнем Новгороде.

4. В чем сущность расхождений писателей в оценке вечевых республик Древней Руси? Значение финальных сцен «Вадима Новгородского» и «Марфы Посадницы» в истолковании автор­ской позиции.

5. Роль предисловия к повести «Марфа Посадница» и выпи­сок «Из летописи Новгородской» для понимания общественно-политических и художественных позиций Радищева и Карамзи­на. Соотношение документального и вымышленного в произве­дениях о древнем Новгороде.

6. Жанровое своеобразие произведений на новгородскую тему. Традиции классицистической трагедии в прозаических сочине­ниях Радищева и Карамзина. Основные приемы драматизации повествования.

7. Проблема художественного метода произведений о древ­нем Новгороде, ее связь с особым характером историзма творчества Княжнина, Радищева и Карамзина.

8. Развитие новгородской темы в произведениях русских клас­сиков XIX в., характер использования ими литературной тради­ции XVIII столетия.

Задания для обсуждения:

1. Отработайте понятие «историзм» художественного творчес­тва. Определите специфику исторических воззрений Княжнина, Радищева и Карамзина.

2. Выпишите из произведений о древнем Новгороде примеры разных подходов писателей к созданию исторического колорита. Как это связано с художественным методом произведения, с осо­бенностями художественного дарования Княжнина, Радищева, Карамзина?

3. Кто из писателей XIX в. и почему обращался к теме древ­него Новгорода? Какой традиции в осмыслении этой темы писа­телями XVIII в. следовал? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Сравните описание покорения древнего Новгорода в «Ис­тории государства Российского» Н.М. Карамзина и в его повести «Марфа Посадница». Чем отличается художественное освоение этой темы от документально-исторического?

5. Используя материал научного издания «Путешествия из Петербурга в Москву», проследите работу А.Н. Радищева над гла­вой «Новгород», обратившись к реконструкции ранней редакции произведения, вариантам и разночтениям списков «Путешествия».

Литература:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: