Дополнительная
Исследования
Тексты
Литература
Дополнительная
Исследования
Тексты
Литература
Дмитриев И. И. Стонет сизый голубочек... //Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 663 (или любое другое издание стихотворения).
Купреянова Е.Н. Дмитриев и поэты карамзинской школы // История русской литературы: В 10 т. М.; Л., 1951. Т. 5. С. 121—126.
Кочеткова Н.Д. Карамзин и литература сентиментализма // Русская литература и фольклор (XI—XVIII вв.). Л., 1970. С. ЗЫ—367.
Новиков A.M. Русская поэзия XVIII — первой половины XIX века и народная песня. М., 1982. С. 41—44, 185—186.
Макогоненко Г.П. Избр. работы. Л., 1987. С. 8—73 («Рядовой на Пинде воин» (Поэзия Ивана Дмитриева).
Виноградов В.В. Стилистические нормы салонно-литературной речи // Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX веков. М., 1982/С. 191-197.
Занятие 15. Лирика Н. Карамзина – «портрет души и сердца» автора. Повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза».
Вопросы для обсуждения:
1. Причины появления и быстрого развития в русской литературе сентиментальной повести (Ф. Эмин «Письма Эрнеста и Доравры», А.Радищев «Дневник одной недели», Н. Карамзин «Бедная Лиза»).
2. Этико-эстетическая программа Карамзина и ее преломление в повести «Бедная Лиза».
3. Динамика и изменчивость чувства как средство создания психологической сложности образов главных героев повести.
4. Функции пейзажа в повести «Бедная Лиза».
5. Роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, художественной детали в создании образа. Портрет и его значение в повести.
6. Карамзинская традиция в развитии русской повести конца XVIII-XIX в.
Задания для обсуждения:
1. Графически изобразите систему образов повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Выделите в тексте повести отрывки, позволяющие судить об отношении повествователя к героям.
2. Сравните характеристику «Бедной Лизы» Карамзина и «Бедной Анюты» Радищева (глава «Едрово» в «Путешествии из Петербурга в Москву»). Можно ли на основании выявленных отличий говорить о двух течениях русского сентиментализма? Аргументируйте свою точку зрения.
3. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» как «прогноз сюжетных перипетий» в русской литературе XIX в. Сопоставьте «Бедную Лизу» Карамзина с «Барышней-крестьянкой» Пушкина. Каково отношение Пушкина к карамзинской традиции в русской повести?
Карамзин Н.М. Бедная Лиза. // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 1. С. 605–621 (или другое издание).
Для сравнения:
Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность / Изд. подгот. В.А. Западов. СПб., 1992. С. 59–66 («Литературные памятники»).
Пушкин А.С. Барышня-крестьянка // Пушкин А.С. Поли. собр. соч.: В 10 т. М, 1964. Т. 6. С. 145-170.
Пиксанов Н.К. «Бедная Анюта» и «Бедная Лиза» // XVIII век. М.; Л., 1958. Сб. 3. С. 309–325.
Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С. 5–32.
Казарин В.П. Художественная символика повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» // Вопросы русской литературы. Вып. 2.(44). Львов, 1984. С. 65–71.
Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Карамзина: К 200-летию со дня выхода в свет // Славяноведение. 1992. № 5. С. 3–35.
Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – начала XIX века. XVIII век. Л., 1969. Сб. 8. С. 259–268.
Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов, 1974. С. 148–158.
Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 209–216.
Муравьев В.Б. Московские литературные предания и были. М., 1981. С. 98–120.
Фохт Т.П. Литературная и фольклорные традиции в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Фольклорная традиция в русской литературе. Волгоград, 1986. С. 3–11.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины активной разработки темы древнего Новгорода в творчестве русских писателей XVIII в. Исторический сюжет как основа для решения политических проблем современности. Прошлое и настоящее России в произведениях Княжнина, Радищева и Карамзина.
2. С помощью каких художественных приемов достигается писателями героизация и идеализация древнего Новгорода?
3. Концепция народа и личности. Общее и различное в решении вопроса о роли личности в истории у Княжнина, Радищева и Карамзина. Особенности историзма созданных ими произведений о древнем Новгороде.
4. В чем сущность расхождений писателей в оценке вечевых республик Древней Руси? Значение финальных сцен «Вадима Новгородского» и «Марфы Посадницы» в истолковании авторской позиции.
5. Роль предисловия к повести «Марфа Посадница» и выписок «Из летописи Новгородской» для понимания общественно-политических и художественных позиций Радищева и Карамзина. Соотношение документального и вымышленного в произведениях о древнем Новгороде.
6. Жанровое своеобразие произведений на новгородскую тему. Традиции классицистической трагедии в прозаических сочинениях Радищева и Карамзина. Основные приемы драматизации повествования.
7. Проблема художественного метода произведений о древнем Новгороде, ее связь с особым характером историзма творчества Княжнина, Радищева и Карамзина.
8. Развитие новгородской темы в произведениях русских классиков XIX в., характер использования ими литературной традиции XVIII столетия.
Задания для обсуждения:
1. Отработайте понятие «историзм» художественного творчества. Определите специфику исторических воззрений Княжнина, Радищева и Карамзина.
2. Выпишите из произведений о древнем Новгороде примеры разных подходов писателей к созданию исторического колорита. Как это связано с художественным методом произведения, с особенностями художественного дарования Княжнина, Радищева, Карамзина?
3. Кто из писателей XIX в. и почему обращался к теме древнего Новгорода? Какой традиции в осмыслении этой темы писателями XVIII в. следовал? Аргументируйте свою точку зрения.
4. Сравните описание покорения древнего Новгорода в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и в его повести «Марфа Посадница». Чем отличается художественное освоение этой темы от документально-исторического?
5. Используя материал научного издания «Путешествия из Петербурга в Москву», проследите работу А.Н. Радищева над главой «Новгород», обратившись к реконструкции ранней редакции произведения, вариантам и разночтениям списков «Путешествия».
Литература: