Исследования
Тексты
Литература
Дополнительная
Исследования
Текст
Литература
Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность / Изд. подгот. В.А.Западов. СПб., 1992. С. 5–123 («Литературные памятники») или любое другое издание.
Макогоненко Г.П. Радищев и его время. М.; Л., 1956. С. 417– 433, 491–502.
Кулакова Л.И. Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Л., 1972.
Бегунов Ю.К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. М., 1983. С. 28–74.
Ковалева НИ. Жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (Традиции и новаторство) // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1974. Вып.1. С. 98–106.
Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 145–162.
Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979. С. 146–155.
Занятие 13. Русский сентиментализм. Лирика Н. Карамзина – «портрет души и сердца» автора.
Вопросы для обсуждения:
1. Исторические, философские, литературные истоки русского сентиментализма. Его связь с западноевропейским сентиментализмом и отличие от него.
2. Хронологические рамки русского сентиментализма, его писательский состав. Проблема эволюции и типологии русского сентиментализма в современном литературоведении.
3. Почему русский сентиментализм прежде всего и прочнее всего утвердил свои позиции в лирике? Основные жанры сентиментальной литературы, в частности – поэзии.
4. Лирика Н.М. Карамзина на фоне русской поэзии конца XVII-XVIII вв.:
а) тематика стихотворений;
б) лирический герой;
в) жанровое своеобразие;
г) «новый слог» в поэзии Карамзина.
5. Как соотносятся теория и практика русского сентиментализма в творчестве Н.М. Карамзина? Что нового внес сентиментализм в художественное познание и изображение человека и мира? Какое значение имел сентиментализм для развития русской литературы (в преодолении условностей классицистической поэтики, в формировании романтизма и др.)?
Задания для обсуждения:
1. Сопоставьте два-три определения «сентиментализма» в справочной литературе. На этой основе выработайте свое рабочее определение этого термина. Каковы специфические черты русского сентиментализма? Какой круг нерешенных проблем теории и практики русского сентиментализма?
2. Среди лирических произведений Карамзина найдите стихотворения разных жанров (идиллия, элегия, романс, послание и др.). В какой мере поэзия Карамзина отвечала литературным вкусам салонного читателя?
3. Проанализируйте стиль одного из стихотворений Карамзина (на выбор). Каковы приметы «нового слога» в поэзии Карамзина?
4. Что отличает и что сближает поэтические системы русского классицизма и русского сентиментализма? Запишите выводы, к которым вы пришли в результате сравнительного анализа.
Карамзин Н.М. Полн. собр. стихотв. М.; Л., 1966 («Осень», «Кладбище», «К соловью», «Послание к Дмитриеву», «К самому себе», «Меланхолия», «Поэзия», «Раиса» и др. по выбору студента) («Б-ка поэта». Бол. сер.).
Лотман Ю.М. Поэзия Карамзина // Карамзин Н.М. Полн. собр. стихотв. М.; Л., 1966 (вступ. статья).
Кочеткова Н.Д. Поэзия русского сентиментализма. Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев // История русской поэзии. Л., 1968. Т.1. С. 171–187.
Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 3–34, 267– 269.
Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979. С. 57–92.
Кулакова Л.И. Эстетические взгляды Н.М. Карамзина // Русская литература XVIII века: Эпоха классицизма. XVIII век. М.; Л., 1964. Сб. 6. С. 146–175.
Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983. С. 165– 187.
Занятие 14. Анализ стихотворения И.И.Дмитриева «Стонет сизый голубочек»
Вопросы для обсуждения:
1. Этико-философское звучание произведения. Отражение в тематике и проблематике стихотворения характерных особенностей русской сентиментальной и романтической поэзии. Двуплановость и аллегоричность произведения Дмитриева.
2. Жанровое своеобразие стихотворения. Причины появления
романсовых мотивов в лирике поэтов карамзинской школы. Идил
лические, элегические, басенные и балладные мотивы в произве
дении Дмитриева.
3. Композиция стихотворения. Связь кольцевой структуры произведения с его идейно-художественным содержанием. Чем можно объяснить наличие двух самостоятельных сюжетов в произведении и какова связь между ними? Структура сюжета. Особенности художественного пространства и времени в стихотворении.
4. Фольклорное начало в произведении и разные уровни его проявления (содержательный, стилевой и др.). Мотивы народных песен в поэзии Дмитриева.
5. В чем видна ориентация автора на изящество стиля, на салонно-сентиментальные вкусы читателей конца XVIII в.?
6. Система тропов произведения. Чем Можно объяснить отсутствие метафоры в произведении?
7. Особенности лексического строя стихотворения. Смысловая роль рефренов.
8. Ритмическая организация произведения. В чем истоки «музыкальности» стиля Дмитриева?
9. Проблема художественного метода произведения.
Задания для обсуждения:
1. Подготовьте сообщение на тему «Фольклор и поэзия русского сентиментализма». При доказательстве отдельных положений выступления опирайтесь на анализ текста стихотворения Дмитриева «Стонет сизый голубочек...», других лирических произведений Дмитриева и Карамзина.
2. Графически изобразите композицию стихотворения. Как осуществляется связь между отдельными частями целого?
3. Проведите сравнительно-типологический анализ стихотворения Дмитриева «Стонет сизый голубочек...» и народной песни «Как на дубчике два голубчика...»:
Как на дубчике два голубчика
Целовалися, миловалися,
Сизыми крыльями обнималися.
Отколь не взялся млад ясен сокол,
Он ушиб, убил сизого голубя,
Сизого голубя мохноногого.
Он кровь пустил по сыру дубу,
Он кидал перья по чисту полю,
Он и пух пустил по поднебесью.
Как растужится, разворкуется
Сизая голубушка по голубе,
О голубчике мохноногеньком.
Как возговорит млад ясен сокол:
«Ты не плачь, не плачь, сиза голубушка,
Сиза голубушка по своем голубчике,
Полечу ли я на сине море,
Пригоню тебе голубей стадо:
Выбирай себе сизого голубя,
Сизого голубя, мохноногого».
Как возговорит сиза голубушка:
«Не лети, сокол, на сине море,
Не гони ко мне голубей стадо.
Ведь то мне будет уж другой венец,
Малым голубятушкам не родной отец».
(Русские народные песни /
Сост. AM. Новикова. М., 1958. С. 255—256).