double arrow

Дополнительная


Исследования

Тексты

Литература

Дополнительная

Исследования

Текст

Литература

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность / Изд. подгот. В.А.Западов. СПб., 1992. С. 5–123 («Литературные памятники») или любое другое издание.

Макогоненко Г.П. Радищев и его время. М.; Л., 1956. С. 417– 433, 491–502.

Кулакова Л.И. Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Л., 1972.

Бегунов Ю.К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. М., 1983. С. 28–74.

Ковалева НИ. Жанровое своеобразие «Путешествия из Пе­тербурга в Москву» А.Н. Радищева (Традиции и новаторство) // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1974. Вып.1. С. 98–106.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 145–162.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литерату­ре XVIII века. М., 1979. С. 146–155.

Занятие 13. Русский сентиментализм. Лирика Н. Карамзина – «портрет души и сердца» автора.

Вопросы для обсуждения:

1. Исторические, философские, литературные истоки русско­го сентиментализма. Его связь с западноевропейским сентимен­тализмом и отличие от него.




2. Хронологические рамки русского сентиментализма, его писательский состав. Проблема эволюции и типологии русского сентиментализма в современном литературоведении.

3. Почему русский сентиментализм прежде всего и прочнее всего утвердил свои позиции в лирике? Основные жанры сенти­ментальной литературы, в частности – поэзии.

4. Лирика Н.М. Карамзина на фоне русской поэзии конца XVII-XVIII вв.:

а) тематика стихотворений;

б) лирический герой;

в) жанровое своеобразие;

г) «новый слог» в поэзии Карамзина.

5. Как соотносятся теория и практика русского сентимента­лизма в творчестве Н.М. Карамзина? Что нового внес сентимен­тализм в художественное познание и изображение человека и мира? Какое значение имел сентиментализм для развития рус­ской литературы (в преодолении условностей классицистической поэтики, в формировании романтизма и др.)?

Задания для обсуждения:

1. Сопоставьте два-три определения «сентиментализма» в спра­вочной литературе. На этой основе выработайте свое рабочее определение этого термина. Каковы специфические черты рус­ского сентиментализма? Какой круг нерешенных проблем тео­рии и практики русского сентиментализма?

2. Среди лирических произведений Карамзина найдите сти­хотворения разных жанров (идиллия, элегия, романс, послание и др.). В какой мере поэзия Карамзина отвечала литературным вку­сам салонного читателя?

3. Проанализируйте стиль одного из стихотворений Карамзина (на выбор). Каковы приметы «нового слога» в поэзии Карамзина?

4. Что отличает и что сближает поэтические системы русско­го классицизма и русского сентиментализма? Запишите выводы, к которым вы пришли в результате сравнительного анализа.



Карамзин Н.М. Полн. собр. стихотв. М.; Л., 1966 («Осень», «Кладбище», «К соловью», «Послание к Дмитриеву», «К самому себе», «Меланхолия», «Поэзия», «Раиса» и др. по выбору студен­та) («Б-ка поэта». Бол. сер.).

Лотман Ю.М. Поэзия Карамзина // Карамзин Н.М. Полн. собр. стихотв. М.; Л., 1966 (вступ. статья).

Кочеткова Н.Д. Поэзия русского сентиментализма. Н.М. Ка­рамзин, И.И. Дмитриев // История русской поэзии. Л., 1968. Т.1. С. 171–187.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 3–34, 267– 269.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литерату­ре XVIII века. М., 1979. С. 57–92.

Кулакова Л.И. Эстетические взгляды Н.М. Карамзина // Рус­ская литература XVIII века: Эпоха классицизма. XVIII век. М.; Л., 1964. Сб. 6. С. 146–175.

Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983. С. 165– 187.

Занятие 14. Анализ стихотворения И.И.Дмитриева «Стонет сизый голубочек»

Вопросы для обсуждения:

1. Этико-философское звучание произведения. Отражение в тематике и проблематике стихотворения характерных особенностей русской сентиментальной и романтической поэзии. Двуплановость и аллегоричность произведения Дмитриева.

2. Жанровое своеобразие стихотворения. Причины появления
романсовых мотивов в лирике поэтов карамзинской школы. Идил­
лические, элегические, басенные и балладные мотивы в произве­
дении Дмитриева.

3. Композиция стихотворения. Связь кольцевой структуры произведения с его идейно-художественным содержанием. Чем можно объяснить наличие двух самостоятельных сюжетов в произ­ведении и какова связь между ними? Структура сюжета. Особен­ности художественного пространства и времени в стихотворении.



4. Фольклорное начало в произведении и разные уровни его проявления (содержательный, стилевой и др.). Мотивы народных песен в поэзии Дмитриева.

5. В чем видна ориентация автора на изящество стиля, на салонно-сентиментальные вкусы читателей конца XVIII в.?

6. Система тропов произведения. Чем Можно объяснить от­сутствие метафоры в произведении?

7. Особенности лексического строя стихотворения. Смысло­вая роль рефренов.

8. Ритмическая организация произведения. В чем истоки «му­зыкальности» стиля Дмитриева?

9. Проблема художественного метода произведения.

Задания для обсуждения:

1. Подготовьте сообщение на тему «Фольклор и поэзия рус­ского сентиментализма». При доказательстве отдельных положе­ний выступления опирайтесь на анализ текста стихотворения Дмитриева «Стонет сизый голубочек...», других лирических про­изведений Дмитриева и Карамзина.

2. Графически изобразите композицию стихотворения. Как осуществляется связь между отдельными частями целого?

3. Проведите сравнительно-типологический анализ стихотво­рения Дмитриева «Стонет сизый голубочек...» и народной песни «Как на дубчике два голубчика...»:

Как на дубчике два голубчика

Целовалися, миловалися,

Сизыми крыльями обнималися.

Отколь не взялся млад ясен сокол,

Он ушиб, убил сизого голубя,

Сизого голубя мохноногого.

Он кровь пустил по сыру дубу,

Он кидал перья по чисту полю,

Он и пух пустил по поднебесью.

Как растужится, разворкуется

Сизая голубушка по голубе,

О голубчике мохноногеньком.

Как возговорит млад ясен сокол:

«Ты не плачь, не плачь, сиза голубушка,

Сиза голубушка по своем голубчике,

Полечу ли я на сине море,

Пригоню тебе голубей стадо:

Выбирай себе сизого голубя,

Сизого голубя, мохноногого».

Как возговорит сиза голубушка:

«Не лети, сокол, на сине море,

Не гони ко мне голубей стадо.

Ведь то мне будет уж другой венец,

Малым голубятушкам не родной отец».

(Русские народные песни /

Сост. AM. Новикова. М., 1958. С. 255—256).







Сейчас читают про: