Разработка стратегии на основе маркетинговых исследований
Список литературы
Вопросы для повторения
1. В чём особенности рынка труда в РФ?
2. Составьте среднестатистический портрет безработного в РФ.
3. Охарактеризуйте службы занятости в РФ.
4. В чём специфика региональных служб занятости?
5. Основные направления борьбы с безработицей.
1. Баханов М.С. Закон о занятости в РФ (гл.1) // Управление персоналом. 1998. №7. С. 71-74.
2. Женщина на рынке труда // Вечерний Челябинск. 1999. 11 февраля.
3. Никифорова А.П. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Междунар. Отношения. 1991.
4. Программа содействия занятости населения Челябинской области на 2003 год.
5. Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова Л.П. Рынок труда и занятость населения: Учеб. пособие / Челяб.гос.ун-т, Челябинск 1994. С.18-32.
6. Трудовое законодательство России. М. 1993. С.167.
7. Хасанов Г.Р. Особенности региональной безработицы // Социс. 1998. №4. С. 41-48.
8. Четвёркина Т. Особенности российского рынка труда в середине 90-х годов //ЧиТ. 1998. №7. С. 48-51.; №11. С. 49-52.
Тема 1. Роль маркетинговых исследований на предприятии.
План: 1. Окружающая среда предприятия
2. Сущность маркетинговых исследований
3. Принципы маркетинговых исследований
Вопрос 1.
Любое предприятие действует в определенной окружающей среде, которую разделяет на микросреду и макросреду.
К факторам микросреды относятся: поставщики, конкуренты, клиенты, инвесторы, собственники, контактные аудитории (коммерческие банки, СМИ). Факторы микросреды являются управляемыми и должны контролироваться предприятием.
К макросреде относят: государственно- административные, социально- демографические, культурные, экономические, международные, природно- экологические и научно- технические факторы. Данные факторы не поддаются контролю со стороны предприятия, оно должно приспосабливаться.
Внутренняя среда предприятия включает в себя все составляющие его деятельности, производства и технологии, финансы, кадры, менеджмент и маркетинг, исследования и разработки.
Известный американский специалист Филипп Котлер предлагает несколько определенных маркетинговых исследований:
1) - это систематическое определение круга данных необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговых ситуаций, сбор, аналитический отчет о результатах;
2) – это вид деятельности, который с помощью информации связывает потребителя, покупателя и общественность с производителем.
По-мнению Голубкова, маркетинговые исследования - это систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.
Белявский И.К. под маркетинговыми исследованиями рассматривает любую исследовательскую деятельность направленная на удовлетворение информационно- аналитических потребностей маркетинга.
Маркетинговые исследования - это комплекс научных методов для целенаправленного сбора, анализа и интерпретации разнородной маркетинговой информации с целью уменьшения неопределенности при принятии маркетинговых решений.
Цели маркетингового исследования - создание информационно- аналитической базы для принятия маркетинговых решений и уменьшение степени неопределенности, связанные с ними.
Предметом маркетингового исследования является маркетинговая деятельность, а также процессы или явления тем или иным образом связанные с ними.
Объектом маркетингового исследования является предприятие, окружающая среда, рынок, товары, конкуренты, потребители и т.д..
Задачи маркетинговых исследований:
1. Анализ доли рынка
2. Изучение характеристик рынка
3. Изучение деятельности конкурентов
4. Анализ степени удовлетворенности потребителей
На практике применяются различные виды маркетинговых исследований, которые можно классифицировать по ряду признаков:
1. Способ проведения исследования:
· кабинетные (проводятся в офисе)
· полевые
2. Характер и цель исследования:
· поисковые
· описательные
· аналитические
Поисковое исследование – осуществляются с целью добычи информации для лучшего определения проблем и выдвижения предположений, основной акцент при этом делается на поиск идей и информации, помогающих понять проблему.
Описательные исследование – дает описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков, частоты возникновения той или иной ситуации. Здесь приводится констатация определенных фактов. При проведении данного вида исследования осуществляется поиск ответов на вопросы: кто, что, где, когда, как?
Аналитическое (казуальное) исследование – проводится для проверки гипотез о причинно- следственных связях.
3. Вид собираемой информации:
· количественная (предназначена для получения ответов на вопросы: кто, где, когда, сколько; они предполагают формализацию исследования и его результатов)
· качественная (подходит для получения ответов на вопросы: что, как, где, почему; предполагают неформальный анализ и использование качественных оценок)