Опрос

Виды опросов. Существуют различные виды опросов, которые различаются своими характеристиками:
· анкетирование;
· стандартный опрос (search);
· полустандартный опрос;
· свободное интервью;
· беседа;
· фокусированное интервью;
· глубокое интервью.
Виды опросов различаются степенью конкретизации задаваемых респонденту вопросов, стандартностью формулировок и последовательностью вопросов, методикой проведения самого опроса (самозаполнение или нет).
Важнейшей характеристикой опросов является количество опрашиваемых, которое называется выборкой. Выборка определяется различными методами (случайным или детерминированным образом), однако к ней предъявляется одно существенное требование. Выборка должна быть репрезентативной по исследуемому существенному признаку для всей генеральной совокупности, т.е. по отношению ко всей группе людей, о которых собирается информация. Различие между показателями данного существенного признака для генеральной совокупности и выборки называется ошибкой выборки. Определение выборки является важнейшим этапом проведения опроса.
Существуют три основные вида проведения опросов:
· интервью – индивидуальное или по телефону;
· самостоятельное заполнение анкеты респондентом (непосредственное или присланное по почте);
· с помощью компьютера (электронное интервью).

Анкета является весьма тонким и гибким инструментов выяснения мнений опрашиваемых. Поэтому составление анкеты является довольно сложным исследовательским процессом.
Традиционная схема анкеты включает три блока:
· Введение. В нем обычно указывается цель опроса, сведения об опрашивающей организации, т.е. название, характеристика, адрес, гарантия анонимности опроса. Главная задача введения – убедить респондента принять участие в опросе. Кроме того, введение дает инструкцию по заполнению анкеты и ее возврату.
· Основная часть опросника. Это перечень вопросов, характеризующих предмет опроса.
· Реквизитная часть, или паспортичка. Содержит сведения об опрашиваемых респондентах: возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положение, имя и адрес – для частных лиц, для организаций – размер, местонахождение, направление производственной деятельности, положение респондента в организации, его имя. Кроме того, необходимо идентифицировать сам вопросник, т.е. дать ему название, указать дату, время и место проведения опроса, фамилию интервьюера.
Стандартизированный опрос отличается от фокусированного или глубокого интервью отличается не только стандартной формулировкой вопросов, их ограниченным количеством и жестко заданной последовательностью вопросов. Главное отличие – это форма вопросов и тип вопроса.
Формы вопросов при стандартизированном опросе представлены в табл. 4.4.
Таблица 4.4 – Формы вопросов при стандартных опросах
| Форма вопроса | Формулировка вопроса |
| 1. Прямой | Если ли у Вас…? Нравиться ли Вам…? Какие Вы знаете …? |
| 2. Нейтральный | Что Вам больше нравиться…? Как Вы относитесь…? |
| 3. Проективный (ориентация на окружающих) | Как другие думают …? |
| 4. Ретроспективный | Когда Вы в последний раз были …? |
| 5. Перспективный | Будете ли Вы в следующий раз…? Что Вы собираетесь делать, когда …? |
| 6. Проективный (воображаемый) | Если бы Вам предложили …, то, что бы Вы выбрали? А если бы Вы снова были…, то…? |
| 7. Контрольный | Посоветуете ли Вы …? Рассказываете ли вы о … другим? |
| 8. Частный I | Читаете ли Вы …? |
Окончание таблицы 4.4
| Форма вопроса | Формулировка вопроса |
| Частный II | Охотно ли Вы ходите в книжные магазины, библиотеки…? |
| Частный III | Что из последнего Вы прочитали …? |
| 9. Провокационный | Почему Вам не нравится….? |
| 10. «Ловушка» | Ответьте, какой, по Вашему мнению, вкус у …? |
Типы вопросов по содержанию представлены в табл. 4.5.
Таблица 4.5 – Содержание вопросов при стандартных опросах
| Тип вопроса | Формулировка вопроса |
| 1. Статус | Социально-экономические характеристики респондентов, род занятий |
| 2. Условия жизни | Условия работы, жизни, быта |
| 3. Факты деятельности | «Где и что делали..?» |
| 4. Воспоминания | Факты о прошлом. «Почему Вы поменяли работу?» Обычно люди рационализируют свои воспоминания. |
| 5. Мотивы | Почему делали что-то? Обычно люди указывают не действительные мотивы, а стандартные. |
| 6. Оценки | Необходимо вводить шкалы оценок. |
| 7. Мнения и взгляды | «Как Вы считаете?». Здесь существует опасность «смешения»: думал и готов ответить, не думал, но спросили – и ответил. |
| 8. Знания | «Знаете ли Вы…?». Необходимы тестовые вопросы |
| 9. Информированность | Нужны тестовые вопросы. Обычно люди переоценивают свою информированность (особенно, если тема вопроса их не интересует). |
| Переживания | «Что Вы чувствовали..?» Обычно люди рационализируют свои чувства. |
| Планы и намерения | Ответ на вопрос может не соответствовать действительности: планы – одни, ответы- другие. |
| Потребности и запросы | «Чего бы хотелось..?». Здесь обычно возникает переоценка: отвечают по максимальным притязаниям. |
| Предложения |
ВАЖНО! Для проверки правильности составления анкеты необходимо ее обязательное тестирование.






