double arrow

Характеристика вопросов


Опрос

Виды опросов.Существуют различные виды опросов, которые различаются своими характеристиками:

· анкетирование;

· стандартный опрос (search);

· полустандартный опрос;

· свободное интервью;

· беседа;

· фокусированное интервью;

· глубокое интервью.

Виды опросов различаются степенью конкретизации задаваемых респонденту вопросов, стандартностью формулировок и последовательностью вопросов, методикой проведения самого опроса (самозаполнение или нет).

Важнейшей характеристикой опросов является количество опрашиваемых, которое называетсявыборкой.Выборка определяется различными методами (случайным или детерминированным образом), однако к ней предъявляется одно существенное требование. Выборка должна быть репрезентативной по исследуемому существенному признаку для всей генеральной совокупности, т.е. по отношению ко всей группе людей, о которых собирается информация. Различие между показателями данного существенного признака для генеральной совокупности и выборки называется ошибкой выборки. Определение выборки является важнейшим этапом проведения опроса.




Существуют три основные вида проведения опросов:

· интервью – индивидуальное или по телефону;

· самостоятельное заполнение анкеты респондентом (непосредственное или присланное по почте);

· с помощью компьютера (электронное интервью).

Анкета является весьма тонким и гибким инструментов выяснения мнений опрашиваемых. Поэтому составление анкеты является довольно сложным исследовательским процессом.

Традиционная схема анкеты включает три блока:

· Введение. В нем обычно указывается цель опроса, сведения об опрашивающей организации, т.е. название, характеристика, адрес, гарантия анонимности опроса. Главная задача введения – убедить респондента принять участие в опросе. Кроме того, введение дает инструкцию по заполнению анкеты и ее возврату.

· Основная часть опросника. Это перечень вопросов, характеризующих предмет опроса.

· Реквизитная часть, или паспортичка. Содержит сведения об опрашиваемых респондентах: возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положение, имя и адрес – для частных лиц, для организаций – размер, местонахождение, направление производственной деятельности, положение респондента в организации, его имя. Кроме того, необходимо идентифицировать сам вопросник, т.е. дать ему название, указать дату, время и место проведения опроса, фамилию интервьюера.

Стандартизированный опрос отличается от фокусированного или глубокого интервью отличается не только стандартной формулировкой вопросов, их ограниченным количеством и жестко заданной последовательностью вопросов. Главное отличие – это форма вопросов и тип вопроса.



Формы вопросов при стандартизированном опросе представлены в табл. 4.4.

Таблица 4.4 – Формы вопросов при стандартных опросах

Форма вопроса Формулировка вопроса
1. Прямой Если ли у Вас…? Нравиться ли Вам…? Какие Вы знаете …?
2. Нейтральный Что Вам больше нравиться…? Как Вы относитесь…?
3. Проективный (ориентация на окружающих) Как другие думают …?  
4. Ретроспективный Когда Вы в последний раз были …?
5. Перспективный Будете ли Вы в следующий раз…? Что Вы собираетесь делать, когда …?
6. Проективный (воображаемый) Если бы Вам предложили …, то, что бы Вы выбрали? А если бы Вы снова были…, то…?
7. Контрольный Посоветуете ли Вы …? Рассказываете ли вы о … другим?
8. Частный I Читаете ли Вы …?

Окончание таблицы 4.4

Форма вопроса Формулировка вопроса
Частный II Охотно ли Вы ходите в книжные магазины, библиотеки…?
Частный III Что из последнего Вы прочитали …?
9. Провокационный Почему Вам не нравится….?
10. «Ловушка» Ответьте, какой, по Вашему мнению, вкус у …?

Типы вопросов по содержанию представлены в табл. 4.5.

Таблица 4.5 – Содержание вопросов при стандартных опросах

Тип вопроса Формулировка вопроса
1. Статус Социально-экономические характеристики респондентов, род занятий
2. Условия жизни Условия работы, жизни, быта
3. Факты деятельности «Где и что делали..?»
4. Воспоминания Факты о прошлом. «Почему Вы поменяли работу?» Обычно люди рационализируют свои воспоминания.
5. Мотивы Почему делали что-то? Обычно люди указывают не действительные мотивы, а стандартные.
6. Оценки Необходимо вводить шкалы оценок.
7. Мнения и взгляды «Как Вы считаете?». Здесь существует опасность «смешения»: думал и готов ответить, не думал, но спросили – и ответил.
8. Знания «Знаете ли Вы…?». Необходимы тестовые вопросы
9. Информированность Нужны тестовые вопросы. Обычно люди переоценивают свою информированность (особенно, если тема вопроса их не интересует).
Переживания   «Что Вы чувствовали..?» Обычно люди рационализируют свои чувства.
Планы и намерения     Ответ на вопрос может не соответствовать действительности: планы – одни, ответы- другие.
Потребности и запросы     «Чего бы хотелось..?». Здесь обычно возникает переоценка: отвечают по максимальным притязаниям.
Предложения  

ВАЖНО!Для проверки правильности составления анкеты необходимо ее обязательное тестирование.









Сейчас читают про: