double arrow

Сумма покупки


Относительная важность цены в решениях о покупке.

Оригинальность и незаменимость товаров.

Степень легкости сравнения цен.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене

Пример.

Чем больше величина коэффициента эластичности, тем более эластичен спрос.

1) Количество реализованной продукции (Q) изменяется в интервале от 2000 шт. до 4000 шт. Цена – от 5 руб. до 4 руб.

Э = [(4000 – 2000) / 2000] / [(4 – 5) / 5] = -5 = |5| - абсолютное значение берется по модулю, т.к. обратно пропорциональная зависимость.

Э > 1, значит спрос эластичный.

2) Q1 = 4000 шт., Q2 = 2000 шт. Ц1 = 4 руб., Ц2 = 5 руб.

Э = [(2000 – 4000) / 4000] / [(5 – 4) / 4] = 2 > 1, т.е. тоже эластичный объем спроса.

Вывод: один и то же интервал изменения цены и спроса может иметь различные значения коэф.эластичности, хотя вывод одинаков.

Ценовая эластичность спроса в значительной степени зависит от товара. На нее влияют многие факторы:

Эластичность будет тем выше, чем легче можно сравнивать цены на конкурентные товары. Производители и дистрибьюторы хорошо это знают, и, когда хотят уменьшить ценовую конкуренцию, они различными способами делают сравнение цен проблематичным. Например, предлагается расфасовка различных размеров: так, можно найти конфитюр в банках по 325, 370, 475, 500, 750 г, 1 кг и т.д. Иногда они предлагают почти одинаковые товары под разными марками и в разных упаковках.




Когда товар оригинален, у потребителей возникает чувство, что они не смогут заменить его другим товаром. Ценовая эластичность такого товара незначительна.

Когда компания «Pfizer» запустила «Виагру», для некоторых потребителей среди пяти миллионов заинтересованных в этом товаре во Франции цена являлась второстепенным фактором. Поэтому она осталась очень высокой. И, наоборот, для таких малодифференцированных товаров, как бензин, даже незначительное расхождение в цене может оказывать большое влияние на объем продаж.

Когда для потребителей цена является важным критерием покупки, то эластичность будет выше, чем в случаях, когда цена является вторичной по отношению к другим критериям, таким как качество товара, имидж, удобство покупки или использования и т.д. Так, ценовая эластичность спроса выше для ароматизированных йогуртов, покупка которых мотивируется стремлением к экономии, чем для фруктовых йогуртов, которые покупаются, главным образом, из-за их вкусовых качеств.

Чувствительность покупателей к цене выше, когда речь идет о важных покупках (автомобили, электробытовые приборы), чем для покупок на меньшую сумму или совершаемых нечасто. Когда потребитель приобретает средство для снятия старой краски со своей антикварной мебели, то есть очень редкий товар, то ему совершенно безразлично, заплатит ли он на несколько евро больше или меньше, и, следовательно, он не будет прибегать к продолжительным поискам, чтобы получить лучшую цену, если марка, дистрибьютор или рекомендация друга убедили его в правильности выбора.







Сейчас читают про: