Маркетинговое понимание товара
В маркетинге товар воспринимается на трех уровнях:
Первый уровень – товар по замыслу – это идея товара, основная выгода от его потребления.
Второй уровень – товар в реальном исполнении – реальный товар, обладающий следующими основными характеристиками:
– марочное название
– уровень качества
– набор потребительских свойств
– внешнее оформление, упаковка и т.д.
Третий уровень – «товар с подкреплением» – это товар с набором дополнительных, послепродажных услуг (доставка, установка, обучение, кредитование, страхование).
Эту схему видения товара разработал Филипп Котлер (мультиатрибутивная модель Ф. Котлера).
Классификация товаров.
1. По способу конечного использования:
– Потребительские
– Инвестиционные (предназначены для производства других товаров)
2. По степени долговечности использования:
– Товары длительного пользования
– Товары краткосрочного использования
– Услуги
3. Потребительские товары классифицируются на основе покупательских привычек
– Товары повседневного спроса – это товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий, с минимальными усилиями на их сравнение между собой.
А) товары постоянного спроса
Б) товары импульсной покупки
В) товары для экстренных случаев
– Товары предварительного выбора – более дорогие товары, либо сильно дифференцируемые
– Товары особого спроса – это товары с уникальными характеристиками, марочные товары, которые нужны не всем, но те, кому они нужны, ради приобретения данных товаров готовы потратить дополнительное время, усилия и денежные средства.
– Товары пассивного спроса – товары, о которых потребитель знает, либо не знает, но в любом случае не спешит их приобрести.
Л3 |
27.02.2012 |
Жизненный цикл товара
ЖЦТ – период экономически-оправданного существования товара на рынке, т.е. время с момента первого появления товара на рынке до момента, когда товар уходит с рынка или заменяется новым, т.е. на всей продолжительности жизненного цикла товара товар пользуется спросом, продается по приемлемой для производителя и потребителя цене, сохраняет конкурентоспособность.
Чаще всего, выделяют четыре стадии жизненного цикла:
1. Внедрение
2. Стадия роста
3. Стадия зрелости (насыщения) (сначала – стадия зрелости, пик – стадия насыщения)
4. Спад
Классическая кривая жизненного цикла
Параметры для сравнения | Внедрение | Рост | Зрелость (насыщение) | Спад |
Сбыт | Незначительный, растущий | Быстро растущий | Стабилизирующийся (максимальный) | Падающий |
Прибыль | Убыток или незначительная прибыль | Быстро растущая прибыль | Стабилизирующаяся (максимальная – в стадии насыщения) | Сокращающаяся |
Примеры товаров | Ультрабуки, Автомобили на электричестве, 3D - телевизоры | Планшеты, мобильный интернет | Сотовый телефон | Домашний проводной телефон, ламповые телевизоры, лампы накаливания, кассеты, фотоаппарат пленочный, дискеты |
Потребители | Новаторы | Товар на массовом рынке | Товар на массовом рынке | Консерваторы |
Число конкурентов | Небольшое или же производитель – один | Растущее число конкурентов на стадии роста | Максимальное количество конкурентов | Число конкурентов сокращается |
Основные усилия маркетинга | Создание представления о товаре, информативная реклама | Формирование предпочтения к марке, сравнительная реклама | Создание приверженности к марке, внедрение программ лояльности, напоминающая реклама | Уход с рынка наиболее убыточных товаров, выборочное воздействие на потребителей, более дешевая реклама, выборочное воздействие на потребителей |
Виды кривых жизненного цикла:
Кривая «Бум»
(марки, продукты питания, лекарства, сырьевые ресурсы)
Кривая «увлечения»:
(игровые приставки, пейджеры, тамогочи)
Кривая «Сезонность» («Мода»)
(зимняя–летняя одежда, практически все товары)
Кривая «Ностальгия»
(существует переломный момент, ретро-товары, ретро-автомобили)