Любая функционирует в определенной среде, анализ маркетинговой среды фирмы крайне важен для предприятия и является обязательной составной частью бизнес-плана.
Для анализа среды фирмы используются следующие методы:
– SWOT-анализ
– PEST-анализ
– матрица БКГ
и т.д.
Маркетинговая среда фирмы делится на две части:
– Внешняя
– Внутренняя
Внешняя среда делится на макро- и микро- среды.
1 – внутренняя среда
2 – микро-среда
3 – макро-среда
Внутренняя среда фирмы – это часть общей среды, которая находится в рамках самой организации и оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на деятельность организации.
Внутренняя среда включает в себя:
1. Персонал (количество, структура, уровень квалификации, уровень образования, текучесть кадров, заинтересованность в развитии предприятия и т.д.)
2. Организация (оргструктура, существующие на фирме нормы, правила, распределение прав и ответственности, стиль управления, квалификация и способности высшего менеджмента).
3. Производство (производственные мощности, качество и степень их износа, наличие патентов, лицензий и т.д.)
4. Финансы (состав и структура, финансовая устойчивость предприятия, стабильность и прибыльность бизнеса, источники финансовый ресурсов и т.д)
5. Маркетинг (известность марки, эффективность рекламы, уровень сервиса, эффективность используемого канала сбыта, полнота ассортимента и т.д.)
6. Организационная культура (ценности, традиции фирмы, стандарты поведения и т.д.)
Анализ внутренней среды фирмы позволяет выявить слабые и сильные стороны организации, что в дальнейшем используется в частности, в SWOT-анализе.
Микро-среда – представляет собой ту часть внешней среды, с которой организация находится в постоянном, непосредственном контакте.
К микро-среде относятся:
– Поставщики (это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие организацию ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг).
– Посредники – это финансовые, торговые, маркетинговые фирмы, государственные экономические структуры, помогающие организации в распространении и продвижении товара (например, банки, транспортные компании, фирмы, связанные со складированием, рекламные агентства и т.д.)
– Потребители
Различают следующие группы потребителей:
1. Потребительский рынок (это отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления)
2. Рынок промежуточных продавцов (организации, покупающие товар с целью перепродажи)
3. Рынок производителей (это организации, приобретающие товар с целью производства другого товара или услуги).
4. Рынок госучреждений
5. Международный рынок
– Конкуренты (это не только производители аналогичного товара, см. практики Ф. Копер)
– Контактные аудитории (это любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации и оказывает воздействие на способность достигать поставленных целей) (спонсоры, акционеры, учредители, СМИ, финансовые круги (банки, инвестиционные компании и фонды), контактные аудитории государственных учреждений (налоговая, фонд пенсионного, медицинского, социального страхования))
Вывод:
Контактные аудитории могут быть искомыми (т.е. способствовать усилиям фирмы) и нежелательными (т.е. противодействовать усилиям фирмы).
Анализ макросреды.
Макросреда – общие условия жизнедеятельности компании, в большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера относительно каждой отдельной фирмы, но степень ее влияния на различные фирмы различна. Это связано с различиями в сферах деятельности организации, с разницей во внутреннем потенциале, и т.д.
В любом случае макросреда выступает:
1. Как причина и условия ограничения деятельности фирмы
2. Как предпосылка, вызывающая необходимость изменений на предприятии
Состав макроокружения:
– Экономические факторы (уровень инфляции, доходы населения, налоговые доходы государства, курсы валют и т.д.)
– Политические и правовые факторы (государственная поддержка данной сферы: законодательство, уровень политической стабильности в стране)
– Социально-демографические (численность населения, состав по полу, по возрасту, уровень рождаемости, смертности, уровень занятости населения, социальные классы в обществе и т.д.)
– Социально-культурные (обычаи, культура потребления отдельных товаров и услуг, система ценностей в обществе, традиции и т.д.)
– Природно-экологические (климатическая зона, наличие природных ресурсов, состояние окружающей среды, отношение общества к защите окружающей среды и т.д.)
– Международные факторы (отношения страны с различными международными организациями, уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.д.).
– Технологические (уровень развития технологий в стране)
Методики:
1. PEST-анализ (STEP-анализ) – это метод, который используется для анализа макросреды.
S – социальные
T – технологические
E – экономические
P – политические
Использование данного метода позволяет определить степень важности различных выявленных тенденций с точки зрения деятельности данной компании. Чаще всего, такой степ-анализ проводится в табличной форме.
Схема проведения степ-анализа:
1. Определяется объект анализа (компания в целом, бизнес-единица, филиал и т.д.)
2. Отбор экспертов (т.к. степ-анализ базируется на методологии экспертных оценок).
3. Разработка формы для занесения результатов анализа
4. Заполнение формы
5. Анализ результатов
Табличная форма степ-анализа:
Группа факторов | События | Опасность/ Возможность (–/+) | Вероятность наступления события, % (1 – 100) | Важность события (баллы 1 – 10) | Влияние события на компанию Столбцы: =3*4*5 | Программа действий |
Социальные | 1. 2. 3. … | + + – | ||||
Технологические | 1. 2. 3. … | – – + | ||||
Экономические | 1. 2. 3. … | |||||
Политические | 1. 2. 3. … |
Итог: Полученные по результатам степ-анализа оценки используются для разработки программ действий на последующих этапах процесса маркетингового планирования.
2. Карта анализа сильных и слабых сторон компании (профиль-среды)
Данный инструмент используется для анализа внутренней среды.
Фактор | Оценка | Значимость | ||||||
Персонал: 1. 2. 3. … | v | v | v | v | v | |||
Финансы 1. (заемные) 2. (высокая рентабельность) … | v | v | v | v | ||||
… |
Далее в столбцах 1-5 «галочки» соединяются кривой линией.
Плюсы методики: графически очень хорошо видны данные (хорошая визуализация)
1 – основная сильная сторона компании
2 – незначительная сильная сторона
3 – нейтральный фактор
4 – незначительная слабая сторона
5 – основная слабая сторона
6 – высокая значимость
7 – средняя значимость
8 – низкая значимость
3. SWOT-анализ
S - сила
W - слабость
O - возможность
T - угроза
Свот-анализ – комплексный совместный анализ внутренней и внешней среды фирмы.
Свот-анализ осуществляется в несколько этапов:
1. Выявляется перечень слабых и сильных сторон организации
Сила организации – это то, в чем организация преуспела или какая-то особенность организации, дающая ей дополнительные возможности.
Слабость – это особенность организации, ставящая ее в неблагоприятные условия.
Сильные и слабые стороны компании оформляются в виде таблицы (сила – слабость).
Обычно выделяют до 5 штук сильных и слабых сторон.
Сила | Слабость |
1. 2. 3. .. | 1. 2. 3. … |
Например, сильной стороной может быть инновационные технологии, персонал, финансовая устойчивость, наличие нового оборудования, высокое качество производимого товара.
Примеры слабых сторон: все ресурсы заемные, нет проверенных поставщиков, старое оборудование, плохая система сбыта и т.д.
2. На втором этапе выявляются возможности и угрозы, скрытые во внешней среде организации.
Они также оформляются в виде таблицы:
Возможности | Угрозы |
1. 2. 3. .. | 1. 2. 3. … |
Примеры возможностей: государственная поддержка, снижение ставок по кредитам для малого бизнеса, ушел с рынка крупный конкурент, появилась возможность выхода на новые рынки и т.д.
Примеры угрозы: увеличили налог, снижение господдержки, увеличение налога, приход на рынок нового конкурента, изменились вкусы потребителей и т.д.
Совместный анализ особенностей внешней и внутренней среды.
Этот этап реализуется в построении свот-матрицы.
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | 1. СИВ РОСТ! | 2. СИУ ЗАЩИТА! |
Слабые стороны | 3. СЛВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ! | 4. СЛУ ПРОБЛЕМЫ! |
Таким образом, на пересечении строк и столбцов образуется четыре поля, на каждом из полей необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии.
1. СИВ (сила, возможность) – для данных пар в стратегии предприятия необходимо прописать, как использовать сильные стороны компании для получения максимальной отдачи от возможностей, появившихся во внешней среде (рост)
2. СИУ (сила, угрозы) – для данных пар стратегия должна предполагать, как использовать сильные стороны компании, чтобы защититься от угроз внешней среды.
3. СЛВ (слабости, возможности) – для пар, попавших на это поле, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей внешней среды преодолеть и уменьшить слабость компании.
4. СЛУ (слабости, угрозы) – самые проблемные вопросы деятельности компании и стратегия компании для данных факторов должна одновременно как смягчить угрозу внешней среды, так и уменьшить слабость.
Этап 4:
На четвертом этапе свот-анализа оценивается значимость отдельных факторов, их влияние на деятельность компании и принимается решение о необходимости включения данных факторов в деятельность компаний.
Пример.
Возможности 1. Появилась новая розничная сеть, ищущая поставщиков | Угрозы 1. Появился новый сильный конкурент | |
Сильные стороны 1. Высокое качество продукции | 1. Необходимо попытаться стать поставщиками новой розничной сети, сделав акцент на высокой качестве товара | 2. Необходимо удержать покупателей, убедив их в том, что ваш товар по сравнению с товаром-конкурентом более высококачественный |
Слабые стороны 1. Высокая себестоимость (издержки изготовления) | 3. Новая сеть может отказаться от закупок нашей продукции, так как оптовые цены у нас выше чем у конкурентов | 4. Самая большая опасность для фирмы: сильный конкурент может переманить покупателей, предложив продукцию такого же качества, но дешевле |
Виды маркетинга в зависимости от рыночной ситуации
Состояние спроса | Характеристика ситуации | Тип маркетинга | Задача маркетинга | Возможные решения | Товары |
Отрицательный, негативный спрос | Большинство покупателей относится к товару негативно и стремится избежать его покупки всеми силами. | Конверсионный | Выявление причин неприязни и их устранение | Реклама, личные продажи и т.д. | Китайские подделки |
Отсутствующий спрос | Большинство потребителей равнодушно к товару | Стимулирующий | Проинформировать, вызвать интерес | Информативная реклама, презентация, выставки, пробники и т.д. | Технические новинки |
Скрытый (потенциальный) | Потребители испытывают потребность, которую невозможно удовлетворить существующими на рынке товарами | Креативный (развивающий) | Развить скрытый спрос в реальный и удовлетворить потребность. | Оценить величину потенциального рынка, разработать товар, провести пробные продажи и т.д. | Новая операционная система |
Падающий (сокращающийся) | Стадия спада кривой ЖЦТ | Ремаркетинг | Реанимация спроса | Поиск новых сегментов рынка, изменение модификации товара, гибкая ценовая политика и т.д. | Электронные книги |
Нерегулярный, цикличный, колеблющийся | Сезонные, ежедневные, часовые колебания спроса | Синхромаркетинг | Сбалансировать колебания и адаптироваться к ним | Сезонная синхронизация производства и поставок, гибкая ценовая политика | Шубы |
Полноценный спрос | Спрос соответствует предложению | Поддерживающий маркетинг | Поддержание уровня спроса | Весь комплекс маркетинга | Телевизор, косметика |
Чрезмерный | Спрос выше, чем поставщики могут или хотят удовлетворить | Демаркетинг | Не ликвидировать спрос, а временно его ограничить | Временное повышение цены, сокращение рекламы, снижение качества сервиса | Продукты питания |
Нерациональный спрос | Товары, вредные для общества | противодействующий (конт-маркетинг) | Ликвидировать спрос | Ограничение доступности, повышение цен, запрет продажи | Алкоголь |
Столбец с примерами записать самостоятельно!