Основные понятия маркетинга

Эволюция концепций маркетинга

Цели маркетинга и его виды

Основные понятия маркетинга

Введение

В современных условиях глобализации экономики и ужесточения конкурентной борьбы, становятся всё более необходимы всесторонне подготовленные, квалифицированные специалисты в области маркетинга.

Маркетинговая деятельность охватывает производственный процесс предприятия целиком. Именно развитие маркетинга на предприятии, позволяет ему удерживать свои позиции на рынке и быть конкурентоспособным, развивать производство, приумножать прибыль.

Вот почему, очень важно уделять внимание руководителям предприятии на подготовку и переподготовку своих специалистов осуществляющих маркетинговую деятельность на предприятии.

Работа маркетинговой службы достаточно сложна и многогранна. Поэтому специалистам в области маркетинга необходимы разносторонние знания в обстали статистики, экономики, менеджмента, иностранных языков, права, компьютерных технологий и т.д.будущим специалистам необходимо внимательно изучить зарубежный опыт компаний, в деятельности которых маркетинг приобрёл определяющее значение, а также к менее обширному, но уже достаточно интересному опыту внедрения маркетинга на российских предприятиях.

Главная цель курса лекций по дисциплине «Маркетинг» - сформировать основные понятия и дать практические навыки маркетинговой деятельности студентам экономических и технических специальностей.

При составлении курса лекций были использованы научные труды таких известных зарубежных и российских учёных и специалистов, как Е. Голубкова, В. Музыканта, Ф. Котлера,А. Барышева, В. Алексунина и др.

Курс лекций по дисциплине «Маркетинг» включает в себя материал по следующим основным темам:

- Маркетинг как концепция рыночного производства;

- Маркетинговая среда фирмы;

- Сегментирование рынка;

- Комплексное маркетинговое исследование

- Товарная политика;

- Ценовая политика;

- Сбытовая политика;

- Коммуникационная политика;

- Планирование маркетинговой деятельности;

- Организация и контроль маркетинговой деятельности.

В работе приводятся конкретные примеры, поясняющие положения маркетинга и использование го приёмов в различных компаниях зарубежного происхождения.

Тема 1: Маркетинг как концепция рыночного производства

                                           
   
Потребность
     
   
 
 
 
   
Конкретизированная потребность
   
Сделка
 
   
 
     
 
 
Обмен
 
Спрос
 
   
     
     
Продукт
 
 


Рисунок 1 – Концепция маркетинга

Потребность — надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Когда человек не в состоянии удовлетворить какую-то потребность, он или ее заменяет, или снижает уровень своих запросов. Понятие потребностей лежит в основе теорий мотиваций (Фрейда, Маслоу и др.), в том числе определяющих поведение потребителей на рынке. Часто говорят, что главная задача маркетинга — найти потребность и удовлетворить ее.

Желание — это потребность, принявшая конкретную форму в соответ­ствии с культурным уровнем и личностью индивида. Иногда оно называ­ется конкретизированной потребностью.

Спрос — желание, конкретная потребность подкреплены покупательной спо­собностью. При заданных ресурсных возможностях люди удовлетворяют свои потребности и желания путем приобретения товаров, которые приносят им наибольшую пользу и удовлетворение.

Продукт — все, что можно предложить на рынке для приобретения, исполь­зования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей. Продукт — это все, что может удовлетворить какие-нибудь потребности (физические предметы, услуги, люди, организации, виды деятельности, идеи).

Обмен — акт получения от кого-то желаемого продукта путем предложения ему чего-то взамен.

Сделка — торговая операция между двумя сторонами, включающая по край­ней мере два субъекта интереса и соглашение об условиях, сроках и месте ее реализации. Существуют два вида сделок: денежная сделка, когда продукты обмениваются за деньги, и бартерная сделка. Сделка предполагает выполнение следующих условий: наличие по крайней мере двух продуктов, представляю­щих интерес для взаимного обмена; согласованных условий, времени и места ее совершения.

Рынок в маркетинговом понимании — это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то продуктов, это место, где совершаются сделки. Именно на рынке произведенный продукт и затраченный на него труд доказывают свою социальную значимость, приобретают признание у потребителей.

Таким образом, потребности выливаются в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на кон­кретные продукты; осуществляется обмен между производителем и потребите­лем, оформляемый в виде определенной сделки. Отсюда следует, что марке­тинг направляет экономику на удовлетворение, множества постоянно меняю­щихся потребностей миллионов потребителей. Данная интерпретация марке­тинга наиболее полно проявляется на уровне государства в целом и его отдель­ных регионов, о чем речь пойдет в данном разделе ниже.

Другими словами, маркетинг — это такая философия управления, направ­ления ее реализации, когда разрешение проблем потребителей путем эффек­тивного удовлетворения их запросов ведет к успеху организации и приносит пользу обществу.

Маркетинг — это вид человеческой деятель­ности по удовлетворению спроса на материальные и нематериальные, соци­альные ценности посредством взаимовыгодного обмена.

Итак, маркетинг одновременно является системой мышления и системой действий.

Поясним содержание концепции маркетинга путем рассмотрения его прин­ципов.

Можно выделить следующие общие принципы маркетинга:

1. Тщательный учет при принятии решений потребностей, состояния и дина­мики спроса и рыночной конъюнктуры.

2. Создание условий для максимального приспособления производства к требова­ниям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долго­срочной перспективы.

3. Информирование потенциальных потребителей о продуктах организации и воздействие на потребителей с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы, с целью склонить их приобрести именно данный товар.

Общие принципы маркетинга могут быть конкретизированы путем выделе­ния частных принципов. К их числу можно отнести: следование целям и страте­гиям деятельности организации при принятии маркетинговых решений; гиб­кость и способность адаптировать решения к меняющимся условиям внешней и внутренней среды; ориентацию на нововведения; соблюдение этических норм и принятие в расчет культурных ценностей; комплексное использование инст­рументов и средств маркетинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: