IV. Сущность и основные определения маркетинга
III. Основные особенности текущего этапа развития маркетинга.
Каковы же основные отличия сервисной экономики от индустриальной?
№ п\п | Сервисная экономика | Индустриальная экономика |
предприятия нацелены в первую очередь на повышение эффекта полезности, более полное удовлетворение специфических запросов клиентов. | производители стремятся максимизировать выпуск товарной продукции. | |
понятие полезности товара отождествляется с характером его использования и с тем, насколько совершенны системы, включающие как материальный продукт, так и соответствующие услуги | учитывалась только материальная сторона продукта. | |
под качеством понимается способность производителя устанавливать и постоянно отслеживать отношения с потребителем в целях максимального удовлетворения спроса (нужды) потребителя связанного с конкретным товаром. | под качеством понимают умение предприятия «хорошо делать свое дело». | |
меняется стиль менеджмента, отличительными особенностями его становятся гибкость, быстрота принятия решений, сетевая организация, свобода маневра. | менеджмент носит преимущественно «механический» характер, чрезмерно порядочностью структур. | |
основное внимание уделяется эффективности функционирования материально-сервисных систем. | преобразования сырья в готовую продукцию. |
Главным фактором в сервисной экономике, определяющим успех предприятия, является его способность понять системы предпочтений клиентов и тенденции их развития и как можно лучше удовлетворять эти запросы.
Характерно, что нет единого мнения о подходах к изучению маркетинга. Маркетинг можно рассматривать как комплекс разнообразных видов деятельности, концепцию управления, образ мышления.
Маркетинг – это сложное многоплановое и динамично развивающееся общественное явление. Этим и объясняется невозможность дать этому явлению одно универсальное определение, которое бы охватило все стороны его деятельности, адекватную его сущности, принципам и функциям.
В настоящее время уже выдвинуто более 2000 определений маркетинга, каждое из которых рассматривает ту или иную сторону его деятельности, либо делает попытку его комплексной характеристики.
- Ф.Котлер «Маркетинг – это социальный процесс, через который отдельные индивиды и группы получают то, в чем нуждаются и чего желают, через создание и обмен товарами и стоимостями с такими же другими» (Управление маркетингом, 1984г).
- Ф.Котлер «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» (Основы маркетинга, 1992г).