Понятие, сущность, виды и принципы стратегического планирования.
Стратегическое планирование – это процесс моделирования эффективной деятельности предприятия на долгосрочный период (5 лет и более) с установлением целей предприятия и их изменений в условиях неопределённости рыночной среды.
Стратегическое планирование как наука и как практическая деятельность прошло определенные этапы развития:
ü 1 этап составления бюджетов (до 1950х годов). Бюджет – это документ, состоящий из доходной (реализационный доход и внереализационный (% от вложений, привлечение кредитов)) и расходной (производственные, налоговые, плата по кредитам) частей.
ü 2 этап долгосрочного планирования. Появляются первые элементы прогнозирования (развития внешней среды).
ü 3 этап стратегическое планирование (конец 60х-начало 70х годов).
ü 4 этап стратегическое управление (начало 90х годов). (прогнозирование, планирование + организация, мотивация, контроль)
ü 5 этап (2000е годы) стратегическое предпринимательство. Способность придумать что-то новое для обеспечения стратегического преимущества фирме.
|
|
На современном этапе выделяют 4 типа стратегического планирования по признаку временной ориентации:
§ Планирование реактивное (ориентация на прошлое). Отсутствие резких скачков изменения деятельности. Недостаточный учёт внешней среды.
§ Инактивное планирование (ориентация на настоящее). Подробный учёт условий внешней среды. Не учитываются будущие изменения и положительный опыт прошлого времени.
§ Преактивное планирование (ориентация на будущее). Внимание уделяется только будущему, риск не угадать. При удачной догадке – получение конкурентного преимущества.
§ Интерактивное планирование (учитываются достоинства предыдущих типов, идеальное состояние планирования).
Принципы стратегического планирования:
· Единство (описывается такими понятиями: координация (взаимная увязка планов предприятия) и интеграция (ситуация, когда каждый из планов является составляющей единого плана))
· Непрерывность (процесс планирования должен осуществляться постоянно)
· Гибкость (возможность скорректировать план под условия внешней среды; осуществляется за счёт резервов – кадровых, финансовых, материальных)
· Точность (максимальный учёт факторов внешней среды и максимально реализуемый план)
Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого, имеющих обратную связь и влияющих друг на друга.
Управленческие процессы:
1. Формулирование миссии предприятия. Миссия – это смысл существования предприятия.
|
|
2. Определение целей и задач предприятия (конкретны, выражаются количественно – в отличие от миссии). Цели, как правило, формулируются 4х типов: количественные и качественные, стратегические и тактические.
3. Анализ информации из внешней среды (анализ и оценка внешней среды).
4. Анализ и оценка внутренней среды предприятия.
5 и 6. Разработка, оценка стратегических альтернатив; выбор стратегии.
7. Реализация стратегии. В процессе реализации стратегии могут возникнуть причины, приводящие к неуспеху (провалу). Причины могут быть объективные и субъективные.
8. Оценка и контроль реализации стратегии. Корректировка 1 пункта при необходимости.
(7 и 8 – элемент стратегического управления, 5 и 6 – собственно стратегическое планирование)