Структура (цикл) стратегического планирования на предприятии

Понятие, сущность, виды и принципы стратегического планирования.

Стратегическое планирование – это процесс моделирования эффективной деятельности предприятия на долгосрочный период (5 лет и более) с установлением целей предприятия и их изменений в условиях неопределённости рыночной среды.

Стратегическое планирование как наука и как практическая деятельность прошло определенные этапы развития:

ü 1 этап составления бюджетов (до 1950х годов). Бюджет – это документ, состоящий из доходной (реализационный доход и внереализационный (% от вложений, привлечение кредитов)) и расходной (производственные, налоговые, плата по кредитам) частей.

ü 2 этап долгосрочного планирования. Появляются первые элементы прогнозирования (развития внешней среды).

ü 3 этап стратегическое планирование (конец 60х-начало 70х годов).

ü 4 этап стратегическое управление (начало 90х годов). (прогнозирование, планирование + организация, мотивация, контроль)

ü 5 этап (2000е годы) стратегическое предпринимательство. Способность придумать что-то новое для обеспечения стратегического преимущества фирме.

На современном этапе выделяют 4 типа стратегического планирования по признаку временной ориентации:

§ Планирование реактивное (ориентация на прошлое). Отсутствие резких скачков изменения деятельности. Недостаточный учёт внешней среды.

§ Инактивное планирование (ориентация на настоящее). Подробный учёт условий внешней среды. Не учитываются будущие изменения и положительный опыт прошлого времени.

§ Преактивное планирование (ориентация на будущее). Внимание уделяется только будущему, риск не угадать. При удачной догадке – получение конкурентного преимущества.

§ Интерактивное планирование (учитываются достоинства предыдущих типов, идеальное состояние планирования).

Принципы стратегического планирования:

· Единство (описывается такими понятиями: координация (взаимная увязка планов предприятия) и интеграция (ситуация, когда каждый из планов является составляющей единого плана))

· Непрерывность (процесс планирования должен осуществляться постоянно)

· Гибкость (возможность скорректировать план под условия внешней среды; осуществляется за счёт резервов – кадровых, финансовых, материальных)

· Точность (максимальный учёт факторов внешней среды и максимально реализуемый план)

Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого, имеющих обратную связь и влияющих друг на друга.

Управленческие процессы:

1. Формулирование миссии предприятия. Миссия – это смысл существования предприятия.

2. Определение целей и задач предприятия (конкретны, выражаются количественно – в отличие от миссии). Цели, как правило, формулируются 4х типов: количественные и качественные, стратегические и тактические.

3. Анализ информации из внешней среды (анализ и оценка внешней среды).

4. Анализ и оценка внутренней среды предприятия.

5 и 6. Разработка, оценка стратегических альтернатив; выбор стратегии.

7. Реализация стратегии. В процессе реализации стратегии могут возникнуть причины, приводящие к неуспеху (провалу). Причины могут быть объективные и субъективные.

8. Оценка и контроль реализации стратегии. Корректировка 1 пункта при необходимости.

(7 и 8 – элемент стратегического управления, 5 и 6 – собственно стратегическое планирование)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: