Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Внешняя среда является для предприятия источником ресурсов, обеспечивающих его функционирование. Внешняя среда – совокупность и потенциальных возможностей, и угроз. При этом каждая возможность, неиспользованная предприятием, но использованная конкурентом, превращается в угрозу.

Основная цель предприятия – наладить эффективное взаимодействие с субъектами, объектами внешней среды. Оценка внешней среды осуществляется для того, чтобы выявить изменения внешней среды, определить, какие факторы являются возможностью, а какие – угрозой.

Методы исследования могут быть кабинетные и полевые (искать в социологии). Для сбора и обработки информации о внешней среде на предприятия должна быть создана специальная система (ответственные сотрудники, четкая последовательность).

Факторы макросреды:

· экономические (ввп, уровень инфляции и гос.долга…),

· политические (выборы, лоббирование),

· рыночные (локальнее, чем экономические, например, изменение цен),

· международные (соглашения, альянсы, глобальные рынки),

· технологические (научно-техническая сред и её изменение; футурошок – разрушение отрасли при прогрессе),

· социальные (традиции, ценности, менталитет, нормы поведения; факторы социального окружения влияют также на состояние внутренней среды предприятия, они являются всепроникающими).

Факторы микросреды (непосредственного окружения):

· конкуренты (три группы: внутриотраслевые конкуренты, предприятия, производящие продукцию-заменитель (товары-субституты), потенциальные конкуренты (представляют наибольшую угрозу, основной метод борьбы – установление барьеров входа в отрасль)),

· потребители (предприятие должно стремиться получить власть над покупателем),

· поставщики (должна быть предусмотрена гибкость планирования; параметры оценки: уровень специализации, возможность замены ресурса, объем продаж поставщика, стоимость ресурса, качество ресурса, удобство расчётов и поставок, надежность поставщика),

· рынок рабочей силы (параметры оценки: наличие на рынке труда необходимых предприятию кадров, политика государства в области охраны труда и кадровая политика, размер оплаты труда),

· контактные аудитории (финансовые круги, сми, гражданские общества и организации, местные (например, кафе на 1 этаже жилого дома и жильцы), государственные учреждения, широкие массы, внутренние (персонал предприятия)).

В процессе анализа внутренней среды предприятия исследуются следующие основные функциональные области:

· Маркетинг (при изучении этого компонента необходимо подготовить информацию для разработки стратегии продукта, стратегии ценообразования, стратегии продвижения продукции на рынок, стратегии формирования рынков сбыта и систем распределения продукции на рынках)

· Производство (исследуется процесс изготовления продукции, обслуживания и ведения складского хозяйства, исследования и разработок, обслуживания технологического парка; в западной литературе данный анализ называется «анализ управления операциями» или «операционный анализ»; исследуются все стадии производственного процесса, выявляются возможности повышения эффективности производства)

· Финансы

· Персонал (подготовка и квалификация имеющихся кадров, эффективность и конкурентоспособность системы стимулирования труда, эффективность системы переподготовки и повышения квалификации кадров, текучесть кадров, эффективность системы расстановки, оценки и продвижения кадров)

· Культура и имидж предприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: