Внешняя среда является для предприятия источником ресурсов, обеспечивающих его функционирование. Внешняя среда – совокупность и потенциальных возможностей, и угроз. При этом каждая возможность, неиспользованная предприятием, но использованная конкурентом, превращается в угрозу.
Основная цель предприятия – наладить эффективное взаимодействие с субъектами, объектами внешней среды. Оценка внешней среды осуществляется для того, чтобы выявить изменения внешней среды, определить, какие факторы являются возможностью, а какие – угрозой.
Методы исследования могут быть кабинетные и полевые (искать в социологии). Для сбора и обработки информации о внешней среде на предприятия должна быть создана специальная система (ответственные сотрудники, четкая последовательность).
Факторы макросреды:
· экономические (ввп, уровень инфляции и гос.долга…),
· политические (выборы, лоббирование),
· рыночные (локальнее, чем экономические, например, изменение цен),
· международные (соглашения, альянсы, глобальные рынки),
· технологические (научно-техническая сред и её изменение; футурошок – разрушение отрасли при прогрессе),
· социальные (традиции, ценности, менталитет, нормы поведения; факторы социального окружения влияют также на состояние внутренней среды предприятия, они являются всепроникающими).
Факторы микросреды (непосредственного окружения):
· конкуренты (три группы: внутриотраслевые конкуренты, предприятия, производящие продукцию-заменитель (товары-субституты), потенциальные конкуренты (представляют наибольшую угрозу, основной метод борьбы – установление барьеров входа в отрасль)),
· потребители (предприятие должно стремиться получить власть над покупателем),
· поставщики (должна быть предусмотрена гибкость планирования; параметры оценки: уровень специализации, возможность замены ресурса, объем продаж поставщика, стоимость ресурса, качество ресурса, удобство расчётов и поставок, надежность поставщика),
· рынок рабочей силы (параметры оценки: наличие на рынке труда необходимых предприятию кадров, политика государства в области охраны труда и кадровая политика, размер оплаты труда),
· контактные аудитории (финансовые круги, сми, гражданские общества и организации, местные (например, кафе на 1 этаже жилого дома и жильцы), государственные учреждения, широкие массы, внутренние (персонал предприятия)).
В процессе анализа внутренней среды предприятия исследуются следующие основные функциональные области:
· Маркетинг (при изучении этого компонента необходимо подготовить информацию для разработки стратегии продукта, стратегии ценообразования, стратегии продвижения продукции на рынок, стратегии формирования рынков сбыта и систем распределения продукции на рынках)
· Производство (исследуется процесс изготовления продукции, обслуживания и ведения складского хозяйства, исследования и разработок, обслуживания технологического парка; в западной литературе данный анализ называется «анализ управления операциями» или «операционный анализ»; исследуются все стадии производственного процесса, выявляются возможности повышения эффективности производства)
· Финансы
· Персонал (подготовка и квалификация имеющихся кадров, эффективность и конкурентоспособность системы стимулирования труда, эффективность системы переподготовки и повышения квалификации кадров, текучесть кадров, эффективность системы расстановки, оценки и продвижения кадров)
· Культура и имидж предприятия