Стратегический анализ является исходным пунктом процесса разработки стратегического плана развития предприятия. Он включает два самостоятельных этапа:
1. анализ внешней деловой окр среды.
a. анализ общей, дальней окружающей среды
за пределами влияния компании, но может оказывать существенное воздействие на специфическую ближнюю окружающую среду, в которой эти компании функционируют.
В связи со сложностью общей окр. среды все силы воздействия распределяют по 4 направлениям:
1) политическая обстановка
2) экономическая обстановка
3) социальная обстановка
4) технологическая обстановка
Модель ПЕСТ анализа
b. анализ специфической ближней окружающей среды
Среда, которая непосредственно окружает компанию, то есть те области, с которыми компания взаимодействует или на которые сама оказывает влияние. Анализ специфической окружающей среды тесно связан с анализом рыночного окружения компании и включает в себя следующие основные элементы:
1) производственный прогноз - должен содержать информацию о перспективных размеров роста или падения производства продукции, а так же о капиталовложениях и прибыльности
2) прогноз структурных сдвигов- структурные сдвиги прогнозируются в целях уменьшения неопределенности при принятии стратегических решений, например, возможные изменения сырья, структура и характер изменения продукции.
3) Конкурентный анализ:
1. Структурны анализ конкурентного окружения. М. Портер 5 сил конкуренции которые определяют уровень прибыли в отрасли: способность поставщиков добиваться повышения цен. способность покупателей добиваться снижения цен. давление товаров заменителей. соперничество между существующими конкурентами. угроза появления в отрасли новых конкурентов.
2. определение конкурентных позиций или анализ стратегических групп: объединении компаний в группы, в которых находились бы компании с одинаковыми стратегическими хор-ками и конкурирующие на одной и той же основе.
3. Анализ структуры рынка – основан на определении доли рынка: количественная и качественная. Матрица БКГ
2. анализ ресурсного потенциала предприятия
анализ ресурсного потенциала направлен на то, чтобы помочь детально разобраться на сколько эффективно используются ресурсы компании. Внутренний анализ позволяет выявить потенциал конкурентного преимущества, а так же определить те области которые требуют экстренного вмешательства. Цепочка ценностей Майкла Портера: на каждом этапе хоз деятельности создаются свои ценности, которые оплачиваются потребителями.
1) главные
2) вспомогательные
I | II | III | IV | V |
Вспомогательные виды деятельности |
основ.видв деятельсти |
Дс- добавленная стоимость
Анализ цепочки показывает, на сколько эффективны деятельности компании.
Основные виды деятельности непосредственно добавляют стоимость к конечному продукту, а вспомогательные косвенно, способствует эффективному выполнению основных видов деятельности.
I Материально техническое обеспечение и снабжение
II изготовление продукции
III складирование, доставка, распределение
IV маркетинг и продажа
V Обслуживания товара – потребителя
1 Управление персоналом
2 Организационно управленческая структура
3 Технологическое обеспечение
4 Обеспечения предприятия внутри предприятия (мебель, канцелярия итд)
Семинар 5.10.2011
Новикова Юлия Викторовна (Среда и Понедельник)
Зачет сдаем.
Выбрать компанию, которую интересно изучать. Или придумать самостоятельно. Лучше малый бизнес.
Рабочие листы. Письменный вид.
Общие понятия о стратегии и планировании.
Стратегия – (Чандлер) основные долгосрочные целей и задач предприятия, и утверждения курса действий, распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Ансофф: Стратегия – набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своих действиях.
4 групповые стратегии: (дома)
Свойства:
1. Процесс выработки стратегии не заканчивается, каким либо немедленным действием.
2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратег проектов методом поиска.
3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
4. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проектов конкретных мероприятий.
5. При появлении более точной информации может быть поставлено под сомнение обоснованность к первичной стратегии.
Минцберг: Стратегия – «5P» План(действия), Шаблон (особенности поведения высшего руководства организации), Позиционирование (соотношения предприятия и внешней среды), Перспектива («план завоевания мира»), Уловка(отвлекающий маневр, не очевидна для конкурентов).
3 модели: Гарвардская школа
Модель Ансоффа
Модель Стейда
Планирование:
краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное
Целеполагание
ДЗ Рабочий лист №1.
Swot анализ
ВСЕ СДЕЛАТЬ В ТАБЛИЦЕ
+ _
Внутренние Сильные Слабые
Внешние Возможности Угрозы
Какие сильные стороны могут противостоять угрозам
Какие слабые будут мешать возможностям.
Лекция 19.10
Самоконтроль своих действий на рынке- качество выпускаемой продукции, продуманной с точки зрения социальной ориентации политики социального ценообразования, цивилизованную борьбу с конкурентами за рынок сбыта.
На выработку миссии влияют факторы:
1. история предприятия
2. особые приемущества в области конкурентной борьбы
3. возможности и угрозы которые опрежделяются на этапе стратег анализа
4. влияние стэкхолдеров – группа людей которые либо зависят от организации, либо сами влияют на достижении цели и её функционирования.
a. внутренние: владельцы, сотрудники,
b. на рынке: поставщики конкуренты и покупатели
c. внешние: все остальные
Кроме миссии на процесс выработки цели накладывает свой отпечаток система ценностей высшего руководства.
Выделяют 3 фактора которые определяют ценности руководства:
1. внешние влияния ценности общества и соответствующего класса, к которому относится топ менеджер
2. природа бизнеса, вместе с рыночной ситуацией и важностью производимого продукта, с точки зрения удовлетворения потребностей общества
3. культура компании включая историю компании, практикуемый стиль управления, имеющиеся системы планирования и контроля
личные цели менджера обычно определяются как совокупность факторов
1. достижения – профессиональное овладение теми функциями, которые необходимо реализовать менеджеру на своем рабочем месте
2. экономическая безопасность – общий объем вознаграждений и соотносятся к тому стандарту жизни, который присущ соответствующему классу, которому принадлежит менеджер.
3. психологический комфорт – раскрыт в качестве некоторых личных целей, карьера, персональный статус, угроза увольнения итд.
Недостаточная реализация хотя бы одного из факторов приводит менеджера в состояние некоторого конфликта с предприятием как системы.
Семинар 19.10.11
анализ внешней деловой окружающей среды |
Ценности |
функциональные стратегии |
Ресурсы конкретные
и возможности действия
Разработка базовой стратегии |
Стратегический анализ |
целеполагание |
процесс согласования |
Контроль оценка эффективности, реализация |
Анализ ресурсного потенциала |
Миссия |
Бизнес проекты |
Продукты и рынки
анализ цель средства посредства реализация
1. процесс стратегического планирования – последовательность 3х этапов: анализ, целеполагание и выбор.
2. Стратегия предприятия строится по иерархическому принципу.
3. Стратегическое планирование – процесс непрерывный.
Базовая стратегия – основной курс действий при реализации приоритетных целей развития предприятия, в рамках имеющихся ресурсов, альтернатив, конкретных решений.
Подход Ричардсона и Ричардсона
Разделили подходы планирования на предприятии
1. корпоративное планирование – один вид продукта
2. итеративное планирование – децентрализованный подход, деструктивный подход, диверсицифицированное предприятие – несколько разных видов продукции
3. интуитивное планирование – «стратегический дрейф»
4. хаотическое планирование – отсутствие планирования
Схема перспективного планирования
сверху вниз
снизу верх
интерактивная (объединяет)
ДЗ: рабочий лист № 2,3,4
миссия с разных точек зрения (социальная экономическая итд)
не надо ранжирование по рейтингу!!!
количественные цели (на сколько)
Этапы стратегического планирования – записать и знать
Семинар 30.11.2011
Стратегический анализ – этап предплановых исследований на котором системно анализируются факторы внешней и внутренней среды, для определения текущего состояния дела предприятия и выявлений его дельнейшего развития.
Киперман стратег анализ – диагностика предприятия
4 раздела:
1. Анализ производственной деятельности
2. Анализ инвестиционной деятельности
3. Анализ социального развития предприятия
4. Финансовые показатели деятельности выводы и предложения
Стратегический анализ
Анализ внешней деловой окруж среды
Анализ ресурсного потенциала
Ближняя окр среда Дальней окр среды
pest анализ
некий инструмент
Политический фактор: выборы президента РФ, выборы в гос думу и др. Изменение в законодательстве, вступление в ВТО, гос регулирование в отрасли, гос регулирование в конкуренции.
Экономические факторы: динамика ВВП и ВНП инфляция, динамика курса рубля или других валют, динамика ставки рефинансирования цбрф, динамика занятости, объемы платежеспособного спроса, повышение цен поставщиков.
Социальные: изменение в базовых ценностях, изменение в стилях и уровнях жизни. Демографические изменения. Религиозный фактор. Влияние СМИ.
Технологические факторы: тенденции ниокр, развитие технологий, новые патенты новые продукты.
Анализ дальней окр среды
Анализ конкурентного окружения.
Портер
Конкуренция
Представил, что существует на рынке 5 сил конкуренции:
1.Угроза появления новых конкурентов в отрасли.
2.Способность покупателей добиваться снижения цен.
3.Способность ваших поставщиков добиваться повышение цен на их продукцию.
4.Угроза появлением на рынке заменителей ваших продуктов и услуг.
5.Степень ожесточенности борьбы между существующими в отрасли конкурентами.
борьба между Существующими конкурентами |
Появление прямых конкурентов |
власть поставщиков |
власть покупателя |
появление товара заменителей |
7 барьеров для вступления на рынок:
1. экономия за счет масштабов деятельности
2. дифференциация продуктов
3. потребность в капиталовложениях
4. издержки переключения
5. Доступ к каналам распределения
6. Издержки возникающие независимо от масштабов деятельности.
7. Правительственная политика
ДЗ листы 5,6,7
Матрица БКГ
более одного вида продукции – портфель продукции
темпы роста рынка
Звезды знаки вопроса – трудные дети
дойная корова собаки
низкая
высокая рыночная доля низкая доля
Лекция 4: Процесс целеполагания. Определение миссии предприятия и ценностей высшего руководства. Организационная культура предприятия. Формулирование целей развития предприятия.
Лекция 5: Модели стратегического выбора
Лекция 6: Функциональные стратегии развития предприятия.
Лекция 7: Продуктовые стратегии. Разработка бизнес плана.
Лекция 8: стратегическое планирование в условиях диверсификации.