Содержание и принципы проведения стратегического анализа.
Лекция 3.
Цели.
Целеполагание – это процесс развития, обсуждения и реализации целей, которые организация имеет и хочет достичь.
Цель определяет желаемое состояние – количественное состояние цели.
Цели – конкретные конечные состояния отдельных характеристик организации к которым она стремится.
Целеполагание – логический процесс, где можно систематизировать процедуру, но нельзя её формализовать, это искусство определяемое опытом и интуицией высшего руководства.
Виды целей:
1. По источникам:
a. Внешний
b. Внутренний
2. С точки зрения комплексности:
a. Простые
b. Сложные
3. По степени важности:
a. Стратегические
b. Тактические
4. По сроку действия:
a. Краткосрочные (до 1 года)
b. Среднесрочные (1-5 лет)
c. Долгосрочные (более 5 лет)
5. По содержанию:
a. Технологические
b. Производственные
c. Социальные
d. Технологические
e. Экономические и т.д.
6. По форме выражения:
a. Качественные
b. Количественные
7. По уровню:
a. Генеральная цель
b. Общие цели
c. Специфические цели
Сферы, применительно к которым устанавливают цели:
1. Работа с клиентами
2. Доходы
3. Потребление и благосостояние сотрудников
4. Социальная ответственность
Направления целей:
1. Прибыльность
2. Положение на рынке
3. Производительность
4. Финансовые ресурсы
5. Мощность организации
6. Разработка, производство продукции и обновление технологий
7. Изменение в организации и управлении
8. Человеческие ресурсы
9. Работа с покупателями
10. Оказание помощи обществу
Требования к целям:
1. Достижимость
2. Гибкость
3. Измеримость
4. Стимулирование
5. Иерархичность
6. Четкость
С точки зрения стратегического планирования к целеполаганию применяются специфические требования:
1. Ориентированность на тенденции внешней деловой окружающей среды.
2. Непротиворечивость целей.
3. Обеспечение возможности разработки конкретных планов действий, а так же контроля над их реализацией.
На любом этапе возможна корректировка и осмысление целей.
На этапе стратегического анализа поэтапно и системно анализируются факторы внешней деловой окружающей среды и ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей).
Проводят для определения текущего состояния предприятия и выявления условий его успешного развития. На данном этапе создается информационная база, позволяющая наиболее эффективным образом осуществить целеполагание и наиболее эффективно произвести выбор.
Принципы стратегического анализа:
1. Анализ состоит из двух самостоятельных этапов (внешней среды и ресурсного потенциала).
2. Исследования западных специалистов в области стратегического управления нужно адаптировать к условиям российской экономики.
3. Процедура стратегического анализа требует дальнейшей проработки до методических рекомендаций.
Характеристики внешней среды:
1. Динамизм (подвижность)
2. Сложность (множество факторов и их взаимозависимость)
3. Неопределенность (отсутствие полной и достоверной информации).
В процессе анализа экономической среды, компании необходимо сосредоточить свое внимание на следующем вопросе «на какой стадии деловой активности находится национальная экономика в настоящий момент и когда наступит следующая стадия цикла?».
Совмещение полученных данных с характеристикой цикла развития отрасли и предприятия позволяет выбрать наиболее эффективную стратегию.
При прогнозе цикла деловой активности наиболее важным считается определение точки перегиба (или пика и дна экономического цикла). Знание точки перегиба позволяет предприятию своевременно подготовиться к изменениям в экономической среде, то есть использовать предоставленные возможности, либо искать способы компенсации прибывающих негативных явлений.
ВЫВОД: анализ общей окружающей среды подразделяется на анализ косвенной среды и прямого воздействия