Сущность конфликтов в организациях

Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Существование разногласия, столкновение различных мнений – это нормальное явление, условие эволюционного развития человечества.

Бесконфликтность, как и очень высокая конфликтность, обусловливает снижение эффективности деятельности организации.

Последствия конфликтов можно разделить на две группы:

1. Функциональные:

· разрядка напряженности;

· диагностика возможностей оппонента;

· сплочение коллектива;

· стимулирует в организации изменения;

· снятие синдрома покорности;

· познание и обучение оппонентами друг друга.

2. Дисфункциональные:

· большие материальные и эмоциональные затраты на участие в конфликте;

· увольнение;

· снижение дисциплины;

· ухудшение социально-психологического климата;

· чрезмерное увлечение процессом конфликта в ущерб работы.

Для того, чтобы понять как управлять конфликтом, необходимо изучить процесс возникновения и протекания конфликта и возможные точки воздействия.

Рассмотрим модель конфликта:

 
 


Рис. Модель конфликта

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая противоположные позиции, цели объекта и субъекта, что и является источником конфликтной ситуации. Объективно конфликтная ситуация существует всегда, но его нарастание происходит только при наличии инцидента. Инициаторами инцидента могут быть как участники конфликта, так и другие лица и обстоятельства, когда начинает действовать закон третьей стороны. Конфликтная ситуация и инцидент могут создаваться оппонентами (сознательно или без определенной цели), либо возникают независимо от их воли и желания.

Основные причины конфликтов можно разделить на две группы:

1.Организационные факторы:

· ограниченность ресурсов, неправильное или несправедливое их распределение;

· несогласованность или противоречивость целей;

· нечеткое распределение прав и обязанностей;

· противоречие между функциями и фактически осуществляемой деятельностью;

· взаимозависимость задач;

· неблагоприятные условия труда.

2.Личностные факторы:

· различия в ценностях, манерах поведения, жизненном опыте;

· личная неприязнь;

· психологический феномен;

· неопределенность перспектив роста;

· недостаточный уровень профессионализма;

· стиль управления.

По статистике 15% рабочего времени тратиться на конфликты. Из них 52% - по вине руководителя; 33% - из-за психологической совместимости; 15% по причине неправильной расстановки кадров.

Поведение руководителя

Разновидность поведения руководителя Неблагоприятные последствия
Стремиться подавить все конфликтные ситуации Избавляется от функциональных конфликтов (выявление неспособности организации гибко реагировать на требования НТП).
Уклоняется от участия в решении конфликта, не вмешивается Создаются условия для нарастания конфликтов, разрушающих психологический климат в коллективе
Игнорирует реальность конфликта Может появиться новый лидер, который сможет перевести ситуацию в управляемое состояние

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow