Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Существование разногласия, столкновение различных мнений – это нормальное явление, условие эволюционного развития человечества.
Бесконфликтность, как и очень высокая конфликтность, обусловливает снижение эффективности деятельности организации.
Последствия конфликтов можно разделить на две группы:
1. Функциональные:
· разрядка напряженности;
· диагностика возможностей оппонента;
· сплочение коллектива;
· стимулирует в организации изменения;
· снятие синдрома покорности;
· познание и обучение оппонентами друг друга.
2. Дисфункциональные:
· большие материальные и эмоциональные затраты на участие в конфликте;
· увольнение;
· снижение дисциплины;
· ухудшение социально-психологического климата;
· чрезмерное увлечение процессом конфликта в ущерб работы.
Для того, чтобы понять как управлять конфликтом, необходимо изучить процесс возникновения и протекания конфликта и возможные точки воздействия.
Рассмотрим модель конфликта:
Рис. Модель конфликта
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая противоположные позиции, цели объекта и субъекта, что и является источником конфликтной ситуации. Объективно конфликтная ситуация существует всегда, но его нарастание происходит только при наличии инцидента. Инициаторами инцидента могут быть как участники конфликта, так и другие лица и обстоятельства, когда начинает действовать закон третьей стороны. Конфликтная ситуация и инцидент могут создаваться оппонентами (сознательно или без определенной цели), либо возникают независимо от их воли и желания.
Основные причины конфликтов можно разделить на две группы:
1.Организационные факторы:
· ограниченность ресурсов, неправильное или несправедливое их распределение;
· несогласованность или противоречивость целей;
· нечеткое распределение прав и обязанностей;
· противоречие между функциями и фактически осуществляемой деятельностью;
· взаимозависимость задач;
· неблагоприятные условия труда.
2.Личностные факторы:
· различия в ценностях, манерах поведения, жизненном опыте;
· личная неприязнь;
· психологический феномен;
· неопределенность перспектив роста;
· недостаточный уровень профессионализма;
· стиль управления.
По статистике 15% рабочего времени тратиться на конфликты. Из них 52% - по вине руководителя; 33% - из-за психологической совместимости; 15% по причине неправильной расстановки кадров.
Поведение руководителя
Разновидность поведения руководителя | Неблагоприятные последствия |
Стремиться подавить все конфликтные ситуации | Избавляется от функциональных конфликтов (выявление неспособности организации гибко реагировать на требования НТП). |
Уклоняется от участия в решении конфликта, не вмешивается | Создаются условия для нарастания конфликтов, разрушающих психологический климат в коллективе |
Игнорирует реальность конфликта | Может появиться новый лидер, который сможет перевести ситуацию в управляемое состояние |