double arrow

Методы управления конфликтами


Виды конфликтов в организациях

Множественность конфликтов порождена различными причинами, природа которых зависит от личностных характеристик участников конфликтов, структуры организации, стилей управления, характерных для принятой организационной культуры и т.д.

Классификация конфликтов:

1. По природе возникновения:

· социальные (заложены в социальной структуре общества);

· организационные (из-за несоответствия формальной организационной структуры фактической);

· эмоциональные (временной шаг между причиной возникновения конфликта и его последствий фактически отсутствует).

2. По количеству участников:

· межличностные;

· межгрупповые;

· между личностью и группой;

· внутриличностный.

3. По направленности действий:

· вертикальные (между субъектом и объектом управления: руководитель-подчиненный);

· горизонтальные (между субъектами и объектами управления, находящихся на одном уровне иерархической структуры).

4. По степени выраженности:

· открытый;

· скрытый;

· потенциальный.

Задача менеджера – перевести конфликт в открытую форму, т.к. только в этом случае будут выявлены все участники конфликта, и управлять развитием ситуации для приведения к функциональным последствиям.




Множественность конфликтов предполагает применение различных методов управления.

Можно выделить следующие методы: межличностные, структурные, внутриличностные, переговоры.

Межличностные методы управления конфликтом.

К. Томас, исследуя поведение человека, выделил пять стилей поведения в конфликтной ситуации, которые используются оппонентами для разрешения конфликтов.

                     
   
высокая
 
 
 
Кооперация (внимание к интересам других)
 
   
низкая
 
     
низкая
 
Напористость (внимание к своим интересам)
 
высокая
 
 


Соперничество – направленность на решение индивидуальных проблем; важность исхода, безальтернативность, желание обладать властью; отчуждение людей, потеря авторитета.

Избегание – направленность на решение индивидуальных проблем, склонность не видеть проблему; необходимость ослабления психологической напряженности, безразличие к результату; снижение авторитета, несостоявшаяся сделка.

Приспособление - направленность на совместные действия, низкая активность, умение действовать вместе; сохранение добрых отношений, осознание преимущества правоты собеседника; ущерб результатам совместной работы.

Компромисс – направленность на частично совместные действия, удовлетворенность, умение выделять интересы, личные свойства; необходимость в быстром принятии решений, неэффективность других решений; уступки могут обходиться дороже результатов совместной деятельности.



Сотрудничество – направленность на совместные действия, навыки и умение вести диалог; результат решения актуален для обеих сторон.







Сейчас читают про: