Метод фокальных объектов

Метод ассоциаций и аналогий

Синектика

Данный метод использует те же правила, которые применяются при «мозговом штурме». Отличия заключаются в том, что в синектике для генерирования новых идей привлекаются специалисты из различных областей, смежных с той, в которой сформулирована проблема (стык различных дисциплин). Этот прием позволяет повысить оригинальность и качество предлагаемых идей, так как участники свободны от стереотипов при выработке решения и не обременены специальными знаниями, в рамках которых могут выдвигаться идеи. Таким образом, синектика используется для расширения видения проблемы и снижения зависимости от мнений узкоквалифицированных специалистов.

Данный метод основан на применении различных ассоциаций и аналогий при формировании идеи. Используются прямая, личная и символическая виды аналогий.

Прямая аналогия — сравнение характеристик нового продукта (процесса) с параметрами аналогичного продукта (процесса). В этом случае выбирается базовый (эталонный) образец, с которым осуществляется сравнение (например, изучается опыт ведения хозяйственной деятельности компании-конкурента для использования на своем предприятии).

Личная аналогия — вживание в образ, при котором разработчики новой продукции отождествляют себя с потребителями данной продукции и используют собственные ощущения для определения запросов покупателей.

Символическая аналогия — обобщенная аналогия, в которой используются символы (например, экономико-математические модели).

Суть метода состоит в присвоении признаков случайно выбранных объектов к изменяемому объекту, который лежит как бы в фокусе переноса. Этот объект называется фокальным.

Метод осуществляется следующим образом: выбирается фокальный объект. Произвольным образом находятся случайные объекты и составляется перечень свойств, характерных для этих случайных объектов. Свойства случайных объектов присоединяются к фокальному, и затем предлагаются идеи о том, каким будет фокальный объект с новыми, не характерными для неге признаками. Далее осуществляется развитие идеи с использованием ассоциативного мышления. Заключительным этапон является оценка и выбор идеи.

4. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ НОВАЦИИ

Разработка новации включает:

• отбор инновационных идей;

планирование проекта;

• осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры;

• контроль и регулирование параметров проекта в соответствии с составленными планами.

Отбор инновационных идей является важной частью процесса нововведений, поскольку определяет его направление. Для выбора направления инновационной деятельности дается оценка конкурентоспособности и перспективности различных вариантов реализации проекта, при этом рассчитываются возможные риски.

На следующем этапе производится планирование проекта. При планировании осуществляется анализ будущего инновационного проекта: определяются цели и ожидаемые конечные результаты; определяются этапы работ, сроки выполнения работ, необходимые ресурсы, а также подбираются исполнители. По содержанию различают: продуктово-тематическое, технико-экономическое и объемно-календарное планирование.

Продуктово-тематическое планирование ориентировано на формирование тематики НИОКР, определение состава этапов работ. При продуктово-тематическом планировании проводят функциональную и проблемную структуризацию основных параметров инновационного проекта. Функциональная структуризация инновационного проекта осуществляется путем построения «дерева целей». «Дерево целей» — иерархическая система, включающая последовательно детализируемые цели: цели каждого последующего уровня способствуют осуществлению целей вышестоящего уровня (см. рис. 5).

Затем «дерево целей» преобразуется в «дерево работ», в котором цели заменяются заданиями и мероприятиями, необходимыми для реализации данных целей.

«Дерево работ» — это проблемная структуризация проекта. Результат структуризации — альтернативные варианты перечней работ, выполнение которых необходимо для достижения в установленные сроки намеченных целей инновационного проекта.

Выбор варианта реализации проекта определяется величинами эффективности и риска.

Технико-экономическое планирование предусматривает определение материальных, финансовых, трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ по проекту. Технико-экономическое планирование предполагает составление бизнес-плана, в котором производится всесторонняя оценка нового проекта.

Бизнес-план содержит информацию о перспективах, преимуществах от реализации проекта; анализ факторов риска и оценку степени риска; информацию о конкурентах, партнерах, поставщиках; оценку финансового положения фирмы. Бизнес-план позволяет оценить жизнеспособность новшества в условиях конкуренции на рынке. Он является базовым документом, на основании которого решается вопрос об инвестировании инновационного проекта.

Объемно-календарное планирование включает определение объемов работ по проекту, загрузки исполнителей и оборудования; построение календарных графиков проведения работ. В качестве метода календарного планирования при управлении инновационными проектами рекомендуется использовать метод сетевого планирования и управления (СПУ).

При сетевом планировании комплекс работ, необходимых для реализации инновационного проекта, представляется в виде сетевой модели. Сетевая модель — графическое изображение плана работ, необходимых для достижения определенной цели, в их логической последовательности и взаимосвязи с учетом условий проведения работ.

На последующих стадиях реализации инновационного проекта выбираются формы организации работ; осуществляется контроль над выполнением инновационного проекта, расходованием финансовых ресурсов, соблюдением планируемых сроков выполнения работ; производится анализ и устранение причин отклонения от разработанного плана.

Структура организации инновационного процесса определяет величины затрат по реализации и инновационного лага.

Практика: При параллельно-последовательной организации работ затраты снижаются на 15—20%.

Существует функциональная, тематическая и матричная формы организации инновационных проектов.

При функциональной организации работы по программе распределяются по специализированным подразделениям, каждое из которых выполняет определенную часть проекта. Менеджеры подразделений несут ответственность за выполнение задач в рамках своей части проекта. Функциональная организация ориентирована на выполнение определенной функции. Достоинства функциональной структуры заключаются в использовании существующей организационной структуры предприятия, обеспечении равномерной загруженности персонала и оборудования, возможности использования стандартных операций. Обычно трудности возникают при координации деятельности различных подразделений, при необходимости совмещения этапов. Для сложных масштабных проектов подобная структура неприемлема.

При использовании тематической организации управления инновациями формируют тематические подразделения, объединяющие специалистов различных профилей. Подразделения функционируют практически автономно и осуществляют проведение работ по своим направлениям от начала до конца. Тематическая организация деятельности направлена на конечный результат. Ее преимущества: возможность осуществления полного контроля и своевременной корректировки проекта при изменении.внешних и внутренних условий, высокая ответственность руководителя за результат инновационной деятельности, возможность параллельно-последовательного осуществления работ по проекту. Недостатки этой структуры заключаются в невозможности полной загрузки исполнителей из-за изменения объемов и содержания работ на различных стадиях инновационного проекта, низкого уровня стандартизации решений (каждый раз приходится «изобретать велосипед»).

Наиболее эффективной формой организации инновационных процессов является матричная структура, особенность которой состоит в разделении управленческой и профессиональной ответственности. При матричной организации инновационного проекта специалисты различных функциональных отделов привлекаются к работам по направлению, при этом единое подразделение не формируется. Обязанности по управлению инновационным проектом и ответственность за конечный результат возлагается на руководителя инновационным проектом. Функциональные руководители обеспечивают реализацию решений, принятых руководителем проекта. Для избежания двойного подчинения специалисты, привлеченные к работам по теме, подчиняются функциональным руководителям, которые в свою очередь несут ответственность за часть работ по проекту перед линейным руководителем.

Для избежания конфликтов при осуществлении инновационного процесса руководитель по проекту должен обладать большим статусом, чем функциональные менеджеры.

Достоинство матричных структур заключается в их динамичности, возможности полноценного использования творческого потенциала сотрудников, поэтому наиболее широкое применение они нашли в аэрокосмической промышленности при реализации масштабных проектов с ограниченными временными и финансовыми ресурсами.

При осуществлении инновационного процесса необходимым инструментом достижения намеченных целей является контроль над исполнением календарных планов и расходованием ресурсов. Задача контроля как функции управления заключается в обеспечении соответствия временных, финансовых и качественных характеристик проекта плановым показателям.

Контроль включает четыре этапа:

1. Сбор информации по проекту.

2. Анализ информации: выявление отклонений фактических значений от плановых и причин, их вызвавших.

3. Прогноз дальнейшего развития ситуации.

4. Разработка корректирующих действий.

Для получения данных о результатах деятельности могут быть использованы различные методы, выбор которых определяется целями контроля и иерархическим уровнем субъекта контроля:

а) контроль в момент окончания работ (метод «0-100»);

б) контроль в момент 50%-го выполнения работ (метод «50-50»);

в) контроль по завершению определенного этапа работ (метод контроля по вехам);

г) регулярный оперативный контроль через равные промежутки времени (мониторинг).

На уровне высшего менеджмента осуществляется стратегический контроль и используются методы «0-100» и «50-50» для сбора информации. На уровне среднего и низшего управленческих звеньев — контроль по вехам и мониторинг инновационного процесса.

Полученные данные анализируются. В результате анализа определяется степень отклонения фактических параметров проекта от плановых значений, составляются сценарии развития ситуации,. а также выявляются факторы, затрудняющие осуществление инновационного процесса. К числу негативных факторов относятся:

• отсутствие квалифицированного персонала;

технические проблемы;

• недостаточность финансирования;

• неэффективная организация проекта;

• отсутствие налаженных коммуникационных связей и пр.

В случае, если выявленные отклонения фактических значений от плановых значительны (по любому из контролируемых параметров: сроки осуществления проекта, расходование финансовых средств, качество конечного продукта), то для устранения причин, сдерживающих нормальный ход инновационного процесса, составляются программы корректирующих действий.

При анализе достигнутых результатов по проекту для выявления их отклонения от плановых показателей полученные данные удобно представить в графическом виде. Поскольку основными параметрами, подлежащими контролю при осуществлении инновационного процесса, являются время, затраты, качество, могут быть использованы три вида графиков: «накопленные затраты — время», «технический прогресс — затраты», «технический прогресс — время».

Рассмотрим пример (рис. 6-а — 6-в).На графиках (рис. 6-а — 6-в) представлены два варианта инновационного проекта (изображены штриховой линией), параметры которых не соответствуют плану (изображен сплошной линией). Какие корректирующие действия нужны в каждом случае и каков объем этих действий?

По варианту 1: из графика «Накопленные Затраты — время» (рис. 6-а) видно, что ресурсы расходуются со скоростью, превышающей плановые значения. Это нежелательно, так как из-за перерасхода средств на начальных стадиях процесса могут возникнуть проблемы на конечных этапах, требующих больших финансовых затрат. На основе данного графика можно предположить, что нужны мероприятия по сокращению расхода средств сверх запланированных значений.

График «Технический прогресс — затраты» (рис. 6-б) показывает, что повышенное расходование средств по варианту 1 первоначально сопровождалось высокими результатами, однако затем разработчики столкнулись с трудностями (на графике это пологий участок), из-за которых произошло превышение фактических затрат над плановыми. Корректирующие действия — выяснение причин, вызвавших проблемы, и их устранение.

По графику «Технический прогресс — время» (рис. 6-в) можно отметить, что, несмотря на возникшие трудности при осуществлении варианта 1, за временные рамки процесс еще не вышел и есть шанс закончить работы по проекту вовремя.

Анализ всех трех графиков показывает, что в целом инновационный проект по варианту 1 идет приемлемыми темпами, но необходимы некоторые корректирующие действия.

По варианту 2 также наблюдается несоответствие планам. В чем выражается и к каким последствиям может привести это несоответствие?

График «Накопленные затраты — время» (рис. 6-а): средства по варианту 2 расходуются медленнее, чем запланировано.

График «Технический прогресс — затраты» (рис. 6-б): фактически произведенные затраты не соответствуют объему выполненных работ по плану (объем работ меньше).

График «Технический прогресс — время» (рис. 6-в): сроки выполнения работ не соответствуют плановым показателям.

Вывод: инновационный проект по варианту 2 в срок может быть не завершен в случае, если срочно не осуществить корректирующие действия.

4.3. РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИННОВАЦИИ

Инвестор, финансируя инновационные проекты, ориентирован в конечном счете на получение коммерческой выгоды, поэтому заключительным этапом инновационного процесса является коммерциализация нововведения.

Коммерциализация включает предварительное размещение нового продукта на рынке для привлечения потенциальных потребителей («зондаж рынка»), а затем осуществление диффузии инновации.

«Зондаж рынка» может проводиться путем предоставления новшества в пробное пользование, экспонирования на выставках м ярмарках, реализации по льготным ценам. В результате инноватор получает информацию о том, как была воспринята инновация потребителем, какие характеристики не устраивают потребителя, что надо доработать в новом продукте для улучшения ее потребительских свойств.

После получения положительного отклика инноватор приступает к осуществлению масштабного распространения нововведения.

На стадии коммерциализации новшества основная задача менеджера состоит в разработке комплекса необходимых мероприятий по продвижению нововведения на рынке. При этом учитываются следующие аспекты:

• политика ценообразования;

рекламная политика;

• сбытовая политика.

Ценообразование зависит от множества факторов, в том числе от маркетинговой стратегии, которой придерживается фирма, и определяется либо ценой предложения, либо ценой спроса.

В первом случае основой формирования цены являются затраты предприятия, связанные с созданием и внедрением новшества. Цена рассчитывается путем анализа безубыточности фирмы (затратный метод).

Во втором случае учитываются потребительские оценки ценности продукта. Цена спроса зависит от емкости спроса на новинку и цен конкурентов на аналогичную продукцию.

При ценообразовании на новый продукт могут быть использованы различные ценовые стратегии:

• «Снятие сливок»;

• «Зонтичное» ценообразование;

• «Реализация любой ценой».

Стратегия «снятия сливок» используется при установлении цены на новый продукт, соответствующий тенденциям развития рынка, способствующий удовлетворению платежеспособного спроса и имеющий патентную защиту. В этом случае новшество выводится на рынок по изначально завышенной цене с ее последующим медленным снижением. В период временной монополизации рынка фирма получает сверхприбыль.

«Зонтичное» ценообразование применяется, если полезность новшества для потребителя неочевидна. При этом цена продукта варьируется по стадиям жизненного цикла:

• на стадии внедрения новшества спрос невелик, так как покупатель незнаком со свойствами нового продукта. Поэтому устанавливается минимальная цена, которая не покрывает совокупные издержки предприятия;

по мере роста объемов продаж цена на новинку увеличивается до значения, обеспечивающего фирме требуемую рентабельность;

• на стадии насыщения спроса цена удерживается на постоянном уровне за счет совершенствования продукта и активных маркетинговых приемов;

• при сокращении спроса цена на товар уменьшается до минимального значения рентабельности.

При использовании ценовой стратегии «Реализация любой ценой» на новый продукт устанавливается цена, обеспечивающая минимальную рентабельность предприятия. Стратегия применяется фирмами, не обладающими опытом и достаточными ресурсами, для продвижения новшества на рынок.

Важным инструментом управления коммерциализацией инновации является рекламная политика. Использование рекламы перед выводом на рынок нового продукта позволяет снизить риск его отторжения. Особенность составления рекламы на новшество состоит в том, что, с одной стороны, она должна подробно информировать возможного потребителя о характеристиках новинки, с другой стороны, она не должна раскрывать ноу-хау разработчика, а также не быть информационно перегруженной, поскольку данные факторы влияют на результативность рекламной кампании.

При формировании сбытовой политики следует определить:

во-первых, каким образом будет осуществляться коммерциализация инновации: путем реализации нового продукта, произведенного фирмой-инноватором, или через предоставление прав на производство и реализацию новшества заинтересованным лицам на основе лицензионного договора (патенто-лицензионные аспекты инновационной деятельности рассматриваются в главе 4 «Диффузные процессы в инновационной сфере»);

во-вторых, какие системы сбыта будут использованы в случае реализации фирмой-инноватором своего нововведения. Если предприятие осваивает новшество в своем производстве, то могут быть реализованы различные сбытовые системы:

1. Использование собственной сбытовой сети для сбыта нового продукта в розницу либо прямые поставки по контракту.

Данная схема целесообразна в отношении специализированной продукции, ориентированной на узкий сегмент рынка и создаваемой, зачастую, под конкретного заказчика (например, научное оборудование). В этом случае фирма-инноватор может непосредственно взаимодействовать с клиентами для выяснения их потребностей и не расходовать значительные финансовые средства на организацию рекламной кампании.

2. Сбыт в оптово-торговую сеть.

Подобная сбытовая система применяется к продукции массового спроса. Из-за высокого спроса реализация нового продукта конечным потребителям, осуществляемая инноватором, нерациональна, так как издержки по сбыту значительно возрастают. Для выяснения потребительских предпочтений небольшая партия продукции может быть реализована через собственную сбытовую сеть (фирменный магазин).

3. Продажа в независимую рознично-торговую сеть. Используется для реализации продукции массового спроса, но не настолько широкого, чтобы задействовать оптовую сеть (косметические средства).

4. Франчайзииг.

Франчайзинг осуществляется путем приобретения франшизной лицензии, по которой известная компания на коммерческой основе предоставляет свой товарный знак, опыт и маркетинговые каналы заинтересованной стороне для осуществления хозяйственной деятельности.

Этот вариант может быть применен, если малоизвестная потребителю фирма стремится понизить риски отторжения инновации рынком, используя имя и возможности известной компании.

5. МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ

5.1. ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Маркетинг является неотъемлемым элементом инновационного менеджмента, позволяющим увеличить отдачу от коммерциализации нововведений.

Основная цель маркетинга инноваций заключается в изучении условий конкуренции и возможностей фирмы осуществлять успешные инновации в данных условиях.

Задачи маркетинга варьируются в зависимости от стадии инновационного процесса.

На начальном этапе (поиск инновационных идей) производится формирование «портфеля инновационных идей». Маркетинговые исследования проводятся для анализа предложения на рынке и выявления свободной рыночной ниши (неудовлетворенного рыночного спроса). На данном этапе результаты проведенных исследований становятся источником инновационных замыслов.

На этапе разработки осуществляется отбор перспективных идей и создание на их основе новшеств (опытных образцов). Цель изучения рынка — анализ тенденций развития для: 1) выявления наиболее прогрессивного направления; 2) определения альтернатив существующему направлению.

При получении пробного образца проводятся рыночные испытания («зондаж рынка») для апробации новшества и определения возможных недоработок.

На этапе внедрения главная задача маркетинга — распространение информации о новшестве. Осуществляется работа по формированию потребительских предпочтений, определению ценовой политики и оптимальной схемы сбыта. На этой стадии инновационного процесса маркетинговые мероприятия направлены на увеличение отдачи от временной монополии нововведения на рынке.

Этап роста характеризуется расширением доли рынка и круга потребителей. Наблюдается ускорение развития рынка за счет реактивных инноваций, вводимых конкурентами. Фирма утрачивает свое монопольное положение, и для максимизации выгоды от первоначального продвижения новшества используется широкая реклама.

На этапе зрелости наблюдается стабилизация объема сбыта, который зависит от потребительских предпочтений к торговой марке. Происходит рутинизация инновации, т.е. превращение новшества в старый продукт. Задача маркетинга заключается в разработке и реализации действий по удержанию принадлежащей фирме доли рынка.

Стадия зрелости неизбежно завершается стадией слада. Для сокращения затрат на поддержание требуемых объемов сбыта необходимо своевременно выводить устаревший неконкурентоспособный продукт с рынка для его замены более совершенным нововведением. На данном этапе необходимо осуществлять поиск и подготовку новых идей для инновационных проектов.

5.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАТЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

При проведении маркетинговых исследований ценным источником получения достоверной и доступной информации являются патенты. (Вопросы патентования рассматриваются в главе «Диффузные процессы в инновационной сфере.)

Патентную информацию используют:

1) при анализе тенденций развития рынка;

2) при анализе условий конкуренции на рынке;

3) при поиске фирм-партнеров.

Для анализа тенденций развития рынка определяют объект исследования (отрасль экономики, назначение изделия и пр.) и проводят тематический поиск за период не менее 10 лет по фондам ведущих стран с отбором всех изобретений. Данные, полученные при проведении тематического поиска, группируют по различным техническим направлениям. Далее формируют динамические ряды латентования по каждому выявленному техническому направлению и осуществляют построение кумулятивных кривых (накопленным итогом) динамики изобретательской активности. Вид кумулятивной кривой характеризует тенденции рыночного развития.

Анализ кривых изобретательской активности позволяет оценить перспективность развития каждого направления в перспективе (прогноз на 3—5 лет).

Для выявления фирм-конкурентов, производящих продукцию аналогичного назначения, проводят тематический поиск по материалам стран, в которых проводится исследование рынка. Глубина поиска должна составлять не менее 5 лет.

Маркетинговые исследования проводятся для оценки доли рынка, принадлежащей фирме-конкуренту. Поскольку существует прямая связь между изобретательской активностью, затратами на НИОКР и объемом продаж, долю рынка, принадлежащую фирме, можно рассчитать на основе определения изобретательской активности по следующей формуле:

где ДР(А) — доля рынка, принадлежащая фирме А;

NА количество патентов фирмы А;

общее количество патентов.

Доля рынка оценивается для активно патентующих фирм-конкурентов для выявления ведущей компании по степени активности.

Поиск фирм-партнеров осуществляется при проведении тематического патентного поиска для сбора информации об изобретениях, позволяющих дополнить или усовершенствовать собственную продукцию (например, комплектующие) компании, проводящей поиск. Помимо тематического проводят фирменный (именной) поиск, который предоставляет возможность выяснить, над какими проблемами работают фирмы. Результатом анализа является вывод о потенциальных компаниях-партнерах.

5.3. ПРИЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Для повышения эффективности инновационного менеджмента используют различные приемы, которые воздействуют на создание, реализацию и диффузию инноваций.

1. Бенчмаркетинг — изучение конкурента, обладающего высоким инновационным потенциалом, для использования его опыта при формировании собственной инновационной стратегии. Бенчмаркетинг — это изучение бизнеса.

Различают общий и функциональный бенчмаркетинг.

Общий бенчмаркетинг представляет собой анализ основных сфер деятельности конкурентов и сравнение показателей бизнеса для выявления перспективных направлений разработок. При осуществлении общего бенчмаркетинга может быть использована патентная информация, на основе которой определяется инновационная политика фирмы-конкурента и составляются прогнозы относительно изменений в рыночной конъюнктуре.

Функциональный бенчмаркетинг основан на анализе параметров работы отдельных функциональных подразделений. Применяется для изучения опыта в интересующей функциональной сфере деятельности (маркетинговые исследования, управление персоналом при осуществлении инновационных процессов и пр.).

Бенчмаркетинг используется для снижения риска отторжения инновации рынком благодаря учету проблем, возникающих при реализации подобных инновационных проектов в других фирмах.

2. Инжиниринг — инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов. Инжиниринг осуществляется специализированными инжиниринговыми компаниями. Обычно это малые инновационные фирмы, с которыми заключается контракт для осуществления начальных этапов инновационного процесса.

Инжиниринг бизнеса направлен на совершенствование коммерческой деятельности фирмы для повышения ее конкурентоспособности.

3. Реинжиниринг — разновидность метода инжиниринга. Однако реинжиниринг — это осуществление радикальных преобразований для скачкообразного увеличения основных показателей деятельности фирмы, это кардинальное перепроектирование бизнес-процессов, использование любых возможностей для осуществления нового бизнеса. В отличие от инжиниринга реинжиниринг обеспечивает улучшение показателей на 100—500%. Реинжиниринг нацелен на использование новых принципов, новых форм организации, проникновение в новые отрасли, освоение новых видов деятельности. Объектами реинжиниринга могут быть:

а) фирмы-лидеры, осуществляющие наступательную инновационную политику;

б) фирмы-последователи, для которых в будущем прогнозируется неблагоприятная рыночная конъюнктура;

в) фирмы, находящиеся в кризисном положении.

6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

.Во всем мире инновации являются движущей силой социально-экономического развития. В вопросах регулирования и стимулирования инновационной деятельности главная роль отводится государственным структурам управления. Функции государства заключаются в обеспечении благоприятных условий для инициирования, создания и трансфера инноваций с целью повышения их экономической, социальной и экологической эффективности

Основы государственной инновационной политики РФ изложены в следующих концептуальных документах (Законодательное обеспечение инновационной деятельности в РФ подробнее рассматривается в параграфе 3.1.2.):

1. Концепция устойчивого развития.

2. Концепция инновационной политики РФ на 1998—2000 гг.

3. Концепция реформирования российской науки на период 1998—2000гг.

4. Концепция инновационной политики РФ на 2001—2005 гг.

5. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу.

В соответствии с вышеуказанными документами главными направлениями государственной инновационной политики РФ являются:

• аккумулирование инвестиционных ресурсов для финансирования приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности за счет государственных и частных структур;

• формирование и совершенствование законодательного обеспечения инновационных процессов, в том числе осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности;

• развитие экономического стимулирования инновационной деятельности на предприятиях различных форм собственности через систему налоговых льгот и регуляторов;

• формирование инновационной инфраструктуры, включая информационное обеспечение научно-технических и инновационных процессов;

• создание благоприятного климата для поддержки малых инновационных предприятий;

• развитие международной кооперации в инновационной сфере;

• повышение общественного статуса инновационной деятельности.

Для реализации основных положений государственной инновационной политики образованы фонды, обеспечивающие поддержку инновационных процессов на предприятиях.

В частности, Российский фонд фундаментальных исследований осуществляет предоставление безвозмездных целевых субсидий для поощрения развития перспективных направлении фундаментальной науки.

Постановлением Правительства РФ № 65 от 3 февраля 1994 г. образован Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, призванный разрабатывать и реализовывать наукоемкие инвестиционные проекты с участием малых инновационных предприятий.

С 5 июля 2000 г. функционирует Венчурный инновационный фонд, созданный на основании распоряжения Правительства РФ № 362-р от 10 марта 2000 г. для финансирования высокорисковых научно-технических проектов.

В настоящий момент в РФ также действуют Российский фонд технологического развития. Федеральный фонд производственных инноваций (осуществление производственно-технологической поддержки создания и практического освоения новой наукоемкой продукции и высоких технологий).

Информационное обеспечение инновационной сферы осуществляется при поддержке действующего с 1992 г. Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс).

В соответствии с Концепцией инновационной политики РФ на 2001—2005 гг. для реализации инновационного развития экономики страны целесообразно использовать:

1. Стратегию «наращивания» — использование собственных разработок для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках.

2. Стратегию «заимствования» — использование идей, лежащих в основе чужих разработок, и создание на их основе конкурентоспособной продукции с использованием собственного потенциала.

3. Стратегию «переноса» — использование современных разработок зарубежных компаний.

6.2. ПРАВОВАЯ БАЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Правовая база инновационной деятельности в РФ представлена рядом законодательных актов.

1. ФЗ РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ. Определяет основные функции государственных структур управления в научно-технической сфере.

2. ФЗ РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» от 23 декабря 1999 г. № 535-ФЗ. Определяет формы государственной поддержки инновационной деятельности, включая стимулирование субъектов инновационной деятельности путем предоставления льгот и пр.

3. ФЗ РФ «О статусе наукограда». Регламентирует вопросы, связанные с порядком присвоения статуса наукограда, осуществлением государственного стимулирования научно-технической деятельности в наукоградах.

4. Указы Президента РФ «О мерах по развитию фундаментальной науки в РФ и статусе РАН», «О Концепции перехода РФ к устойчивому развитию», «О государственных научных центрах РФ».

5. Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок», «О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в РФ», «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу», «Об использовании результатов научно-технической деятельности».

6.3. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Одним из эффективных способов стимулирования инновационных процессов является предоставление льгот по налогообложению. В мировой практике применяются следующие формы налогового регулирования:

• снижение ставок налога на прибыль инновационных предприятий;

• уменьшение суммы налоговых платежей на прирост инновационных затрат;

• предоставление «налоговых каникул» на прибыль от инновационной деятельности в течение нескольких лет;

• уменьшение налогооблагаемой прибыли на величину стоимости научного оборудования;

• ускоренная амортизация основных производственных фондов инновационного предприятия и пр. В России предусмотрен ряд льгот по налогообложению субъектов научно-технической и инновационной деятельности.

1. Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) — предоставление отсрочки налоговых платежей с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. ИНК может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций при наличии следующих оснований:

а) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения производства, в том числе для создания рабочих мест для инвалидов и защиты окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

б) осуществление внедренческой и инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья;

в) выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Срок действия ИНК составляет от 1 года до 5 лет, в течение которых ежегодные налоговые платежи могут быть снижены на 30% от стоимости оборудования (по п.1), по п. 2, 3 — по соглашению, но не более чем на 50% от суммы налога. Проценты по ИНК начисляются в размере от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Центробанка РФ.

2. Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) — от уплаты НДС освобождаются: выполнение НИОКР за счет средств бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов; выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

3. Льготы по земельному налогу предусмотрены для научно-исследовательских учреждений.

4. Уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат, связанных с изобретательством и рационализаторством.

6.4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационная деятельность характеризуется многообразием организационных форм. Это связано с тем, что процесс нововведений охватывает разнообразные сферы деятельности: научно-техническую, финансовую, информационную, маркетинговую, и в его реализации участвуют различные взаимодействующие между собой организации: научно-исследовательские институты, финансовые и консалтинговые организации, венчурные фирмы, страховые компании.

Как отмечалось ранее, инновационная деятельность может быть осуществлена в рамках крупного и малого предприятия, и инновационные стратегии при этом различаются. Крупные и малые компании обладают разной инновационной способностью, поскольку большое предприятие должно совмещать рутинную, повседневную работу с инновационной деятельностью, в то время как инновационная активность МИП является условием его существования.

В настоящий момент значительное количество новшеств создается в рамках малых инновационных форм. В промышленно развитых странах на их долю приходится 10—20% всех новинок. Они способны осуществлять наукоемкие разработки при минимуме затрат. Однако МИП сильно зависят от среды, в которой происходит развитие, поэтому для их эффективного функционирования необходима поддержка финансового, информационного, материального характера, особенно на стадии становления.

Основная задача государственной инновационной политики в отношении МИП заключается в создании благоприятного климата для развития инновационной деятельности. Государственная поддержка может осуществляться по следующим направлениям:

целевое бюджетное финансирование;

• привлечение средств частных компаний (создание венчурных инновационных фондов);

• создание сети технополисов, технопарков;

льготы по налогообложению, страхованию, патентованию, лицензированию, таможенным тарифам для МИП. Формой поддержки становления и развития новой фирмы являются бизнес-инкубаторы. Первые бизнес-инкубаторы появились в промышленно развитых странах в конце 70-х гг. Нашли применение две формы бизнес-инкубаторов:

1) сдача в аренду старых пустующих помещений за низкую плату;

2) предоставление помещений и дополнительных услуг (аренда научного оборудования, юридических, информационных, патентно-лицензионных услуг).

Практика: В России работа по созданию и функционированию бизнес-инкубаторов осуществлялась в рамках Морозовского проекта.

В Москве в соответствии с Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства новым фирмам оказывается поддержка по программе «Офис на час».

В зависимости от источников предоставления средств бизнес-инкубаторы подразделяют на:

корпоративные (К);

общественные (О);

университетские (У);

частные (Ч).

Цели создания бизнес-инкубаторов отличаются для тех или иных учредителей (см. табл. 1).

При организации фирмы, ее функционирование в бизнес-инкубаторе длится около 4 лет, в течение которых клиент получает финансовую, техническую помощь и информационную поддержку.

Одной из форм организации инновационных процессов является рисковый бизнес. Он включает три составляющие:

• научно-исследовательскую фирму (инновационная идея);

• внедренческую фирму (производственный потенциал);

• фонд венчурного капитала (рискоинвестиции).

Венчурная компания представляет собой деловое сотрудничество владельцев компании с владельцами риско-капитала, осуществляемое для реализации высокорисковых инновационных проектов, характеризуемых высокой отдачей первоначального капитала.

Развитие риско-фирмы происходит в несколько этапов. Начальный этап — зарождение венчурной компании: инновационная идея финансируется из средств основателей фирмы.

Второй этап — разработка новшества. Увеличение объемов вовлекаемых в проект финансовых ресурсов за счет поддержки деятельности риско-фирмы фондами риско-капитала (после экспертизы бизнес-планов рисковых проектов). Чтобы получить поддержку риско-инвестора, предприятие должно соответствовать трем критериям: иметь квалифицированный руководящий состав, проект, обладающий уникальными характеристиками, и прогнозируемую высокую норму прибыли.

На данном этапе венчурная компания становится акционерным обществом закрытого типа, акции которого принадлежат собственникам фирмы и владельцам венчурного капитала.

Третий этап — расширение масштабов деятельности венчурной компании, дополнительное вовлечение финансовых ресурсов для продвижения наукоемкой продукции.

Если риско-фирма оказывается прибыльной, то она выходит на открытый рынок ценных бумаг.

Четвертый этап — венчурная фирма меняет статус частной компании на статус открытого акционерного общества и продает свои акции неограниченному кругу лиц. На данном этапе риско-инвесторы возвращают вложенные в инновационный проект средства и получают учредительскую прибыль.

Практика: Венчурные компании впервые стали создаваться в промышленно развитых странах как источники финансирования инновационных программ. Они распространены в США, где функционирует более 500 фондов риско-капитапа и около 10 тыс. риско-фирм.

В России первый фонд по поддержке изобретательской деятельности, именуемый Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений, был создан в 1909 г. на средства русского мецената Х.С. Леденцова.

В настоящий момент в России организуется деятельность по созданию венчурных фондов: при поддержке Европейского банка реконструкции и развития создано 11 региональных фондов венчурного капитала. Образованы венчурные фонды в Чувашской республике, Валдайский венчурный фонд, венчурный фонд «Россинновация». В 1997 г. в Санкт-Петербурге учреждена Российская ассоциация венчурного инвестирования.

Одной из перспективных форм развития инновационного предпринимательства являются технопарки и технополисы.

Технопарки — гибкие научно-производственные структуры, представляющие полигон по созданию и продвижению наукоемкой продукции. Технопарки формируются вокруг крупных научно-исследовательских институтов. В них функционируют бизнес-инкубаторы. Технопарки включают структуры, обеспечивающие полный инновационный цикл. К ним относятся:

• научный центр, организующий и координирующий инновационные процессы;

• инжиниринговые центры по разработке базовых технологий;

• опытные заводы по выпуску малыми партиями наукоемкой продукции;

• торговые фирмы;

• учебные центры по повышению квалификации специалистов, осуществляющих инновационную деятельность.

Практика: В РФ первый технопарк создан в 1990 г. в городе Томске. В настоящий момент функционирует около 60 технопарков, реализуется программа «Создание и развитие научных и технологических парков».

Для координации деятельности по развитию инновационного предпринимательства в 1990 г, образована Ассоциация научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов и инновационных центров «Технопарки».

Роль технопарков заключается в:

• оказании содействия по передаче новых научных разработок в производственную сферу;

• поддержке малых инновационных структур на стадии становления;

• создании дополнительных рабочих мест.

Технополис — более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города — наукограды, развитие которых обусловлено деятельностью научно-производственных комплексов.

Практика: В 1997 г. был издан Указ Президента РФ «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий», в 1999 г. издан Федеральный закон «О статусе наукограда РФ». В соответствии с данным Законом для наукоградов создаются благоприятные условия для притока инвестиций. На настоящий момент статус наукограда присвоен двум городам: Обнинску и Королеву.

В промышленно развитых странах насчитывается около 300 технополисов. Ядром технополиса является университет, вокруг которого группируются промышленные предприятия, производственная и социальная инфраструктура.

Крупнейшим технополисом в мире является «Силиконовая долина» (штат Калифорния, США), занимающая площадь в 3000 км2. Здесь расположено 17 крупнейших концернов электронной промышленности: IBM, Intel, Xerox, более 3 тыс. наукоемких предприятий с численностью персонала свыше одного миллиона человек; ежегодные инвестиции составляют 5 млрд долл.

Наиболее эффективным способом привлечения финансовых ресурсов в отраслевую науку является создание финансово-промышленных групп (ФПГ). В России деятельность по формированию ФПГ определена Указом Президента РФ «О создании ФПГ в РФ», а также Постановлением Правительства РФ «О программе содействия формированию ФПГ».

При создании ФПГ преследуются следующие цели:

1. Концентрация инвестиций на приоритетных направлениях развития экономики.

2. Финансовая поддержка промышленных новаций.

3. Увеличение конкурентоспособности отечественных предприятий.

Для стимулирования деятельности по созданию ФПГ государство предоставляет льготы по налогу на операции с ценными бумагами, по амортизации основных производственных фондов. Перспективными направлениями при формировании ФПГ являются:

• внедрение технологий двойного назначения;

конверсия оборонных предприятий;

• производство ресурсосберегающей продукции машиностроения;

• увеличение нефте-, газоотдачи нефтяных и газовых пластов.

6.5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обеспеченность инновационного проекта финансовыми ресурсами на всех стадиях жизненного цикла способствует снижению риска отторжения инновации рынком и увеличивает ее эффективность.

Элементами системы финансирования инновационной деятельности являются:

• источники инвестиционных ресурсов;

• механизм накопления финансовых средств и их инвестирование в инновационные проекты;

• механизм управления инвестиционными ресурсами для обеспечения их эффективного использования и возвратности заемного капитала. Источниками финансирования инновационных проектов, осуществляемых юридическим лицом, являются:

• собственные средства предприятия (реинвестируемая часть прибыли, амортизационные отчисления, страховые суммы по возмещению убытков, средства от реализации нематериальных активов);

• привлеченные средства (выпуск акций и других ценных бумаг, взносы, пожертвования, средства, предоставляемые на безвозвратной основе);

• заемные средства (бюджетные, коммерческие, банковские кредиты).

Существуют следующие формы финансирования инновационной деятельности:

1. Государственное финансирование.

2. Акционерное финансирование.

3. Банковские кредиты.

4. Венчурное финансирование.

5. Лизинг.

6. Форфейтинг.

7. Смешанное финансирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: