Задача руководителя - вовремя это увидеть и внести необходимые поправки. Здесь, как и в архитектуре, форма служит функции. Меняется функция - должна поменяться и форма.
Управляемость компанией и организационная структура взаимосвязаны напрямую. Продуманная и четко выстроенная структура повышает управляемость, а значит, и скорость движения к цели.
Сегодня много говорят о прозрачности бизнеса, но прозрачность должна касаться не только финансовых показателей. Когда миссия, стратегия и цели компании находят свое отражение в адекватной организационной структуре, всем – и сотрудникам, и клиентам, и партнерам компании, а не только руководителю - становится понятно, что это за организация, какие цели она реализует, какую роль играет то или иное подразделение или сотрудник. Если структура непонятна, аморфна, не работает на результат, компанию ждет организационный хаос.
Структура должна быть такой, чтобы обеспечивать достижение результатов, которые являются действительно значимыми, важными для замысла и приоритетов бизнеса. Но при этом важно понимать, что даже адекватная структура еще не гарантирует результатов. Зато неадекватная - сводит на нет даже самые целеустремленные усилия.
Изменение организационной структуры влечет за собой кадровые перестановки, возможно, даже увольнения. Конечно, это потрясение для сотрудников. Поэтому любые изменения должны быть целесообразны и оправданны. В медицине есть понятие «ранения, несовместимые с жизнью». Так вот, все проводимые руководством изменения должны быть не только «совместимы с жизнью» компании, но и способствовать ее благополучию и процветанию.
Процессный подход к разработке положений о подразделениях и должностных инструкций.
Многие российские компании имеют четко выраженную функциональную систему управления, день за днем теряющую свою актуальность.
Опыт работы с этими предприятиями показывает, что в большинстве случаев в процессе создания системы управления они применяют традиционный подход снизу-вверх, то есть путем анализа сначала всех выполняемых работ к осознанию потенциала, сущности бизнеса компании.
Процессный подход к управлению предприятием, как основа современных подходов к построению систем управления, применяется все шире и шире.
Поскольку бизнес- это деятельность, направленная на достижение результата, его можно определить как процесс, и организовывать его нужно с точки зрения процессов.
Классическая методология описания бизнес-процесса выглядит следующим образом:
- определение описания целей бизнес-процесса;
- проектирование структуры бизнес-процесса на основе выполняемых операций;
- определение границ бизнес процесса, входа и выхода;
- определение владельца бизнес-процесса;
- определение ресурсов, необходимых для протекания бизнес-процесса;
- описание бизнес-процесса;
- установление потребителя(внутреннего и внешнего), определение его требований;
- построение системы контроля над процессом на основе возможности достижения определенных показателей;
- построение системы обратной связи от потребителей.
Отдельно выделяются подразделения — поддерживающие центры, в которых реализуются поддерживающие процессы.
Поддерживающие центры призваны обеспечивать эффективную работу бизнес-центров, управляя персоналом компании, гарантируя юридическую, физическую и информационную безопасность, разрабатывая технологические нововведения, обеспечивая основное производство всем необходимым.
Упрощенная структура организации
Положения о структурных подразделениях
После создания структуры организации следует сосредоточить усилия на документировании следующих элементов системы управления:
- положений о структурных подразделениях,
- должностных инструкций руководителей и специалистов компании.
Положение об отделах требует некоторой детализации описания бизнес-процессов. Работа над описанием бизнес-процессов ставит менеджеров компании перед необходимостью тесного общения — иначе будет весьма затруднительно точно описать взаимосвязь (входы и выходы) между процессами.
Новым для компании, которая будет использовать процессный подход к управлению, станет появление понятия собственник бизнес-процесса. Дело в том, что в процессной системе управления административная подчиненность является второстепенной — административный руководитель выполняет лишь координирующую роль в работе отдельных специалистов или подразделений.
Главную роль в процессной системе управления играют собственники бизнес-процессов.Бизнес-процесс может проходить через несколько подразделений. И в этом случае собственник процесса, который отвечает за его результат, должен иметь право воздействовать на деятельность этих подразделений. Например, в процессе создание продукта принимают участие как маркетологи и технологи бизнес-центра, так и технологи из поддерживающего центра — отдела управления качеством и развитием.
Отсюда возникает необходимость различать административную и процессную подчиненность подразделений или групп специалистов, что позже включается в должностные инструкции.