Менеджмент и его специфика
1. Менеджмент и его специфика
В переводе с английского слово «management» звучит как «управление». Но ограничиться этим – значит ничего не сказать.
Менеджмент как деятельность может рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, это управление организацией, действующей в условиях рынка в режиме «автономного плавания» и связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых обстоятельствах.
С другой стороны, менеджмент — это самостоятельная управленческая деятельность, не обязательно предполагающая создание предприятия и руководство подчиненными; например, организация выступлений звезд эстрады, спортивных и массовых мероприятий и т. п.
Как система научных знаний менеджмент – это совокупность моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности и роста прибыли
Цель менеджмента в том и другом случае — достижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.
Менеджмент занимается организационно-человеческим аспектом предприятий или учреждений. В центре внимания менеджмента – человек с его включенностью в систему организационных связей.
Основная задача менеджмента – обеспечение прибыльной, эффективной работы всех подразделений предприятия в целом, достижение поставленных задач деятельности.
Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие правила игры.
2. Направления и сферы действия менеджмента
Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента:
1. Управление производством (производственный менеджмент) способствует эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг. Оно заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции, вида применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановке людей; организации подачи материалов, сырья, комплектующих, своевременного ремонта оборудования, устранении сбоев и неполадок; контроле качества, ассортимента продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка; текущем руководстве персоналом, его стимулировании, применении прогрессивных форм оплаты труда.
2. Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих, а также произведенных товаров, отправки их покупателям, формировании каналов сбыта.
3. Управление инновациями, т.е. нововведениями (инновационный менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.
4. Управление маркетингом (маркетинг-менеджмент), является едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации, занимается вопросами изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой ценовой и рекламной политики и т. п.
5. Управление персоналом (персонал-менеджмент) в настоящее время включает управление кадрами и социальное управление. Решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата; улучшения условий труда и быта персонала; поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.
6. Финансовый менеджмент. Суть финансового управления заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и распределении денежных ресурсов, оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению.
7. Эккаунтинг- менеджмент. Управление эккаунтингом связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.
3. Функции менеджмента
Под функциями менеджмента понимаются основные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели организации. Эти функции выделились в результате специализации управленческого труда, связанного с процессами сбора и обработки информации, принятия и реализации решений.
Первым формулировку содержания этих функций дал родоначальник современного менеджмента, основоположник административной школы управления Анри Файоль в 1916 г.
Управленческий цикл включает в себя 5 функций:
1) планирование – управленческая деятельность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей, включая ответы на вопросы: Что должно быть сделано? К какому сроку? Какие ресурсы предстоит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за это отвечает?
2) организация – управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом (разработка структуры управления, распределение полномочий и ответственности). Реализуется данная функция через создание организации, подразделений и рабочих мест, определение порядка функционирования, обеспечение деятельности необходимой документацией т.д.
3) координация – управленческая деятельность, заключающаяся в направлении совместной деятельности людей в нужную сторону, в обеспечении необходимого уровня взаимодействия между участниками.
4) мотивация – управленческая деятельность, осуществляющая целенаправленное воздействие на структуру мотивов участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающих творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов;
5) контроль – управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей.
Связующие процессы реализации функций менеджмента – коммуникация и принятие решения.
Коммуникация – управленческая деятельность по сбору и обработке информации, организующая обмен информацией и направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой.
Принятие решений – управленческая деятельность по выбору субъектом управления для осуществления на практике того или иного варианта управляемых.
4. Принципы управления
Управленческая деятельность, как и любая другая, осуществляется в соответствии с определенными принципами — своего рода правилами игры. Соблюдение этих принципов делает ее успешной, несоблюдение может привести к неудачам и большим убыткам для организации.
Принципы:
1. Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять без глубоких знаний. В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, позволяющие находить выход из безвыходных положений.
2. Целенаправленность, процесс управления всегда должен осуществляться с ориентацией на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.
3. Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту или процессу с учетом его особенностей. Но с другой стороны во всех случаях проводятся одни и те же по сути действия, сводящиеся к руководству людьми, и поэтому они должны иметь в основе своей нечто общее, универсальное.
4. Последовательность. Действия, из которых состоит процесс управления, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени.
5. Непрерывность управления, контроля и координации деятельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, следовательно, обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.
6. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.
7. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения.
8. Обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене менеджмента. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую активность и инициативу.
9. Состязательность участников управления.
10. Максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, причем уже на самых ранних его стадиях.
5. Методы управление
Функции управления реализуются посредством определенных методов, т. е. способов их осуществления.
Методы бывают организационными, административными, экономическими и социально-психологическими и прочими.
I. С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным.
К категории организационных относятся, например, методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и т.п.
II. Административные методы основываются либо на прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создании возможности такого принуждения.
Условием применения этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих задач, минимизация инициативы и возложение всей ответственности за результаты на руководителя. Наибольшее распространение они имеют в армии и других структурах военизированного типа, например на транспорте.
Применение административных методов может сопровождаться поощрениями или санкциями по отношению к исполнителям за успешную или неуспешную работу, в том числе экономическими (премии или штрафы).
Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на ее рост, поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому в условиях усложнения деятельности организации, необходимости оперативно решать самые разнообразные проблемы административные методы перестали соответствовать реальным потребностям управления.
III. Экономические методы управления позволяют рядовым работникам, исходя из материальной заинтересованности, самим принимать большинство решений и отвечать за их результаты.
Они предполагают косвенное воздействие на объект управления. Исполнителям устанавливаются задачи, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается денежными выплатами, которые являются уже не просто заслуженными, а заработанными.
IV. Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, речь идет о формировании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитии благожелательных отношений между его членами, изменении роли руководителя; с другой стороны, раскрытии личных способностей каждого работника, помощи в их совершенствовании. Это в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в его трудовой деятельности, а следовательно, к повышению ее эффективности.
Тема 2. История менеджмента