Подходы к планированию и управлению инновационными процессами

Классификация инноваций и характеристика инновационных стратегий

По характеру практической деятельности, посредством которой реализуется инновация, в зависимости от того, относится эта деятельность к сфере производства или к сфере управления, выделяются два типа инноваций — производственные и управленческие.

Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, т.е. они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производственные инновации — это те, которые реализуются в первичной производственной деятельности.

Управленческие инновации — это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и т.п.

Специалисты в области инновационного менеджмента отмечают ряд закономерностей в динамике и последовательности осуществления производственных и управленческих инноваций. В частности, установлено определенное несоответствие в темпах создания и распространения в организации производственных и управленческих инноваций. Оказывается, что темпы осуществления производственных инноваций выше управленческих. Управленческие инновации как бы отстают от производственных. Возникающий разрыв получил в инновационном менеджменте название организационного лага.

В настоящее время специалисты в области инновационного менеджмента уделяют особое внимание стратегическим инновациям. Их называют иногда прорывными. Стратегические инновации – это радикальные управленческие инновации, например, новый подход к управлению, новый способ ведения бизнеса, новый способ ведения конкурентной борьбы и т.д.

Примерами прорывных инноваций, подкрепленных соответствующими техническими достижениями, являются оказание банковских услуг по Интернету, распространение новостей в режиме он-лайн.

По основным технологическим параметрам выделяют два типа инноваций: продуктовые и процессные.

Продуктовая инновация включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворения определенной потребности на рынке.

Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы.

Продуктовые инновации имеют рыночную ориентацию и диктуются, главным образом, потребителем. Процессные инновации определяются, в основном, внутренними факторами и диктуются, прежде всего, соображениями эффективности.

Производственные инновации могут быть как продуктовыми, так и процессными, в то время как управленческие инновации являются преимущественно процессными.

По своей сути любые стратегические меры, предпринимаемые предприятием, имеют инновационный характер, поскольку они так или иначе основаны на нововведениях в экономическом, производственном или сбытовом потенциале.

Инновационная стратегия задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источников привлечения средств. Единой для всех предприятий инновационной стратегии не существует. Существует ряд основополагающих подходов, которые могут рассматриваться как некоторые обобщенные принципы выработки инновационных стратегий. Инновационную стратегию поведения на рынке предприятие выбирает, исходя из анализа внешней и внутренней среды, собственных ресурсов.

Инновационный процесс представляет собой сложный неопределенный по своему исходу, насыщенный неожиданными ситуациями, трудно прогнозируемый процесс.

Все инновационные стратегии формируются на основе системы ценностей фирмы, социальной ответственности и внутренних норм нововведения. Различают следующие виды инновационных стратегий:

1) наступательная. Для осуществления такой стратегии необходимы высокоэффективный инновационный процесс, высокий научно-технический потенциал, нетрадиционно мыслящее руководство, знание рынка и развитая маркетинговая организация.

Наступательная стратегия характеризуется высокой степенью риска, высокой окупаемостью в случае успеха и используется фирмами, стремящимися быть первыми в продвижении нового продукта на рынок. Такое поведение требует от фирмы определенной квалификации в осуществлении нововведений, наличия значительных ресурсов, способности видеть перспектив и умения быстро реализовывать их в продуктах.

Даже крупные компании могут придерживаться наступательной стратегии лишь для некоторой части продукции. Рыночный лидер в отрасли, где доминируют несколько производителей, очень уязвим, поскольку его позиции могут быть подорваны в результате внедрения конкурентом более совершенного продукта.

Как особый вид наступательной инновационной стратегии можно выделить пионерскую стратегию. Речь идет о крайне рискованном поиске радикальных решений. Главным здесь является опережение во внедрении принципиальных нововведений. Фирма стремится к созданию нового рынка и извлечению выгод из первоначального единоличного присутствия на нем;

2) оборонительная. При такой стратегии на предприятии ведутся исследования и разработки без претензии на занятие ведущих позиций, цель которых заключается в том, чтобы не отстать от конкурентов в области научно-технического развития.

Такая стратегия предполагает невысокий риск. Основным преимуществом являются удержание позиций на значительном сегменте рынка при низких издержках. Такие предприятия в большей степени ориентируются на инновации-продукты и располагают достаточным потенциалом для их модификации. Оборонительную стратегию можно рекомендовать компании более сильной в маркетинге, чем в НИОКР;

3) имитационная. Часто этот вид стратегии называют поглощающей. Она предполагает ориентацию на приобретение инновационных решений, защищенных патентами, ноу-хау, полученных другими фирмами. Даже крупные корпорации не всегда имеют средства, чтобы проводить исследования по широкому фронту. Они проводят политику сбалансированного распределения ресурсов между проведением собственных исследований и приобретением лицензий. С другой стороны, продажа лицензии на собственное нововведение может оказаться эффективным средством поддержания наступательной стратегии. Особенно это касается малых инновационных фирм.

Альтернативой приобретения технологии конкурента посредством лицензии является "привлечение" его специалистов;

4) сегментная. Такая стратегия основана на дифференциации продукции и стремлении удержать преимущества по максимальной доле на небольшом рынке. Это стремление обусловлено желанием уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями, поскольку такая борьба обречена на провал;

5) зависимая. Такая стратегия наблюдается главным образом на предприятиях, которым потребители или государственные органы вменяют новый продукции или технологии. Она весьма широко применяется на предприятиях, работающих в условиях субподряда. Например, крупное предприятие, выпускающее продукцию на экспорт, требует от своих поставщиков обязательного внедрения системы менеджмента качества, удовлетворяющей международным нормам.

Практически предприятия может применять различные типы инновационных стратегий. Неспособность небольших фирм к осуществлению крупных НИОКР, позволяет предположить, что этим фирмам не хватает ресурсов для реализации наступательной стратегии. Однако в целом ряде технологических отраслей мелкие компании могут сконцентрироваться на одном проекте, в то время как крупные компании распределяют свои усилия на ряд проектов.

Успешность инновационной стратегии во многом зависит от стадии жизненного цикла отрасли. При благоприятных условиях развития профильной предприятию отрасли экономики и низком уровне конкуренции предпочтительна наступательная стратегия. При развитии рынка и конкуренции усилия предприятия должны быть направлены на защитную стратегию на улучшение продуктов или на лицензионную стратегию. На этапе зрелости в отрасли предприятие должно ориентироваться на защитную стратегию технологических инноваций или лицензионную стратегию.

В настоящее время наблюдается переход от чисто закрытых моделей инновационной деятельности к открытым.

В недавнем прошлом внутренние исследования и разработки, НИОКР рассматривались как чрезвычайно ценный стратегический актив, создающий значительные барьеры для проникновения конкурентов на многие рынки. Только крупные корпорации уровня DuPont, IBM или AT& могли успешно конкурировать в своих отраслях, самостоятельно осуществляя большую часть НИОКР.

В старой модели закрытых инноваций компании придерживались следующей философии: компании должны генерировать свои собственные идеи, которые сами же и должны развивать, заниматься разработками, производством и маркетингом, распространением и сопровождением.

Годами логика закрытых инноваций не подвергалась сомнению и рассматривалась как само собой разумеющийся "правильный путь", по которому новые идеи достигают рынкам. Компании все более активно инвестировали во внутренние НИОКР, нанимали самых одаренных исследователей. Благодаря таким инвестициям им удавалось генерировать большее по сравнению с конкурентами количество результативных идей, что, в свою очередь, позволяло достигать лидирующего положения на рынке, реинвестировать все большую прибыль в проведение исследований и разработок, что приводило к большему потоку идей.

Такая модель достаточно эффективно работала в течение большей части 20 века. Однако к концу прошлого столетия совместное воздействие целого ряда факторов в развитых странах стало разрушать основы закрытых инноваций.

Главным среди этих факторов был рост мобильности работников умственного труда, что делало все более сложным для компаний контроль их идей и опыта. Люди, вовлеченные в процесс создания инноваций, могли самостоятельно его продолжить (например, в рамках новой компании, финансируемой венчурным капиталом).

Другим важным фактором стала растущая доступность частного венчурного капитала, который помогал финансировать инициативы новых компаний и поддерживать их усилия по коммерциализации идей, которые "выплескивались из хранилищ" корпоративных исследовательских лабораторий.

Эти факторы разрушали цикл, поддерживаемый закрытыми инновациями. Самой первой индустрией, перешедшей к открытым инновациям, стал кинематограф. Отдельные отрасли переживают переходную стадию. Это относится к производству копировальных машин, компьютеров, телекоммуникационного оборудования, фармацевтике.

Но не все отрасли переходят на более открытые инновации. В некоторых отраслях (в атомной энергетике) это сопряжено с большими трудностями.

Многие компании переходят на инновационную политику, предусматривающую продажу любой идеи даже конкурентам, если данная идея не нашла применение внутри фирмы в течение трех лет.

4. Управление инновациями как объектами интеллектуальной собственности

Инновации являются объектами интеллектуальной собственности и являются одним из видов нематериальных активов. Монополия на владение объектом интеллектуальной собственности позволяет инновационной организации получать дополнительную прибыль.

На результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права, которые включают:

· исключительное право, являющееся имущественным правом;

· личные неимущественные права;

· иные права (право доступа, право следования и др.).

Авторство и имя автора охраняются бессрочно. Переход права собственности на сам инновационный продукт не влечет перехода интеллектуальных прав на инновацию.

Интеллектуальная собственность подразделяется на несколько составляющих:

1) промышленная интеллектуальная собственность. К ней относятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки;

2) конфиденциальная информация (НОУ-ХАУ, производственные секреты);

3) авторское право (научные произведения, программные продукты).

Правовая охрана изобретения осуществляется с помощью патента – документа, удостоверяющего авторство изобретения и предоставляющее его владельцу исключительное право на использование изобретения в течение 20 лет с даты приоритета. Приоритет устанавливается, как правило, по дате подачи заявки. Патент на изобретение дает его обладателю право в стране, где он был выдан, использовать соответствующую технологию, производить соответствующую инновационную продукцию.

Обладание патентом означает, что никто не имеет права использовать данную интеллектуальную стоимость без согласия владельца патента. А согласие выдается посредством лицензии.

В России создана специальная Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам – Роспатент.

Важным моментом является патентная защита не только в стране выдачи патента, но и за рубежом. Наиболее развитой является европейская патентная система. В 1973 году 16 государств на дипломатической конференции в Мюнхене подписали Европейскую патентную конвенцию. Основной целью европейской системы является подача единой европейской патентной заявки для предоставления патентных прав в странах-участниках Конвенции.

Большинство стран мира являются членами Всемирной организации интеллектуальной собственности, которая с 1970 года является специализированной организацией ООН.

5. Финансирование инноваций и методы оценки стоимости инноваций

Финансирование инновационных стратегий может осуществляться различными способами. Наибольшее распространение получили: акционерное инвестирование. бюджетное инвестирование, долговое финансирование за счет кредитов банков и долговых обязательств юридических и физических лиц, самофинансирование (за счет прибыли, амортизационных отчислений, других видов активов).

Более подробно данные вопросы изложены в лекции по инвестициям.

В силу того, что инновации являются нематериальными, интеллектуальными ресурсами организации, определение их стоимости представляет собой сложную задачу как в теоретическом, так и в практическом плане. Особенно эта проблема остро стоит, когда речь идет не только об использовании инноваций как интеллектуальных активов во внутренней деятельности организации, но и об их коммерциализации, т.е. купле-продаже путем лицензирования.

Не зря существует шутка, что инновационная разработка стоит столько, за сколько удалось ее продать. Это подчеркивает отсутствие универсальной, стандартной методики расчета цены лицензии.

Обычно цена лицензии устанавливается на договорной основе с учетом интересов продавца и покупателя. Обычно лицензиар проводит предварительный расчет стоимости лицензии. А лицензиат после консультаций с экономистами, маркетологами, патентоведами, технологами согласовывает с продавцом окончательную цену.

В настоящее время разработан в теории и применяется на практике не один десяток методов оценки стоимости лицензии. С целью их систематизации обычно выделяется три основных подхода к определению стоимости инноваций как объектов интеллектуальной собственности, нематериальных активов:

• доходный;

• сравнительный;

• затратный.

В основе оценки стоимости инновации с помощью методов доходного подхода лежит прогноз величины дохода, который может быть получен в результате использования определенного результата инновационной деятельности. При этом в качестве дохода от инновации рассматривается разница за определенный период времени между денежными поступлениями и денежными выплатами, получаемая правообладателем за предоставленное право использования интеллектуальной собственности. Основными формами денежных поступлений являются платежи за предоставленное право использования интеллектуальной собственности, например роялти, паушальные платежи.

Возможными формами выгод от использования инновации как объекта интеллектуальной собственности являются экономия затрат на производство и реализацию продукции, увеличение объема продаж продукции; улучшение временной структуры денежного потока от использования результата инновационной деятельности и др.

Оценивание денежного потока с учетом рисков и временной структуры при использовании инновации осуществляется обычно путем дисконтирования.

Использование сравнительного подхода для оценки стоимости инновации возможно при наличии доступной информации о ценах аналогов объекта оценки и действительных условиях сделок с ними.

При этом определение рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности осуществляется путем корректировки цен аналогов, сглаживающей их отличие от оцениваемой интеллектуальной собственности.

Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки (под замещением понимается приобретение объекта эквивалентной полезности).

Другими словами, методы оценки рыночной стоимости инновации в рамках затратного подхода предполагают определение суммы затрат на создание нового объекта, аналогичного объекту оценки.

Прибыль инвестора может быть рассчитана исходя из ставок отдачи на капитал (при его инвестировании с аналогичным уровнем риска) и с учетом периода времени, необходимого для создания оцениваемой интеллектуальной собственности.

6. Понятия и задачи инновационной инфраструктуры

Учитывая сложность инновационных процессов, требуется специальная инновационная инфраструктура для создания благоприятной среды. В развитых странах инновационная структура развивается при государственной поддержке.

Ключевое значение имеют для инновационной деятельности технопарковые структуры. Можно выделить три основные группы технопарковых структур:

· инкубаторы;

· технопраки;

· технополисы.

В роли учредителей всех типов технопарковых структур выступают государственные учреждения, университеты, научно-исследовательские и конструкторские учреждения.

Инкубаторы. Инкубаторы предназначены для "высиживания" новых инновационных предприятий, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг. Инкубатор занимает, как правило, одно или несколько зданий. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно от 2 до 5 лет, после чего инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Важно, что инкубаторы предоставляют начинающим предпринимателям в области инновационного бизнеса, которые, как правило, испытывают финансовые трудности, "крышу над головой" на льготных условиях, возможность контактировать с себе подобными и пользоваться услугами, позволяющими зарождающейся инновационной компании выжить в сложной, быстро меняющейся инновационной среде с высоким уровнем рисков.

Родиной инкубаторов считают Великобританию. Наибольшее распространение инкубаторы по "выращиванию" новых бизнес-единиц получили в США (в настоящее время в этой стране насчитывается около 600 инкубаторов, объединенных в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса). Несмотря на большой разброс направлений деятельности инкубаторных структур, их различную специализацию почти три четверти всех инкубаторов в этой стране поддерживают самые тесные отношения с ближайшими университетами, привлекая их персонал и мощности для оказания услуг с целью формирования и выживания малого бизнеса, повышения социальной и экономической активности населения, развития инновационной среды.

В последнее время в связи с развитием электронного бизнеса, активным применением Интернета и других новых информационных технологий в производственной и управленческой практике выделяют как отдельный вид "инкубаторы без стен".

В настоящее время в мире насчитывается более двух тысяч самостоятельных инкубаторов. Развитие идеи инкубатора как элемента инновационной инфраструктуры находит отражение в такой более сложной и комплексной форме, как технопарк.

Технопарки. Под технопарком подразумевается научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов.

Оба этих элемента инновационной инфраструктуры представляют собой комплексы, предназначенные для содействия развитию малых инновационных компаний, создания благоприятной, поддерживающей среды их функционирования. В чем же заключается различие между ними?

Спектр фирм-клиентов технопарков в отличие от инкубаторов не ограничивается только вновь создаваемыми и находящимися на самой ранней стадии развития инновационными компаниями. Услугами технопарков пользуются малые и средние инновационные предприятия, находящиеся на различных стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау и наукоемких технологий. Другими словами, для технопарков не свойственна жесткая политика постоянного обновления, ротации клиентов, типичная для инкубаторов в области инновационной деятельности.

Здесь необходимо отметить также, что если технопарки предназначены для поддержки только инновационной деятельности, то инкубаторы могут создаваться и для так называемых нетехнологических, т.е. традиционных, отраслей и видов деятельности (например, искусства, сельскохозяйственной деятельности).

Кроме того, комплексы инкубаторов располагаются, как правило, в одном или нескольких зданиях. Технопарки же обычно имеют и участки земли, которые они могут сдавать в аренду клиентским фирмам под строительство теми офисов или других производственных помещений.

Следовательно, технопарки по сравнению с инкубаторами подразумевают создание более разнообразной инновационной среды.

Пионером в развитии технопарков является Стэнфордский парк в США. Он начал свою деятельность в конце 40-х годов 20 века. Многие из зародившихся в этом парке малых фирм стали крупными известными корпорациями, такими как Хьюлетт-Паккард, Sun Mikrosistems, Yahoo, Cisco Systems. Стэнфордский парк до сих пор самый крупный и успешный в мире, занимает территорию 280 гектаров. Всего в США в настоящее время насчитывается более 159 научных парков.

Известен французский технопарк "София-Антиполис", в котором работает более 5 тысяч человек и он занимает около 2800 гектаров. Успешно функционирует греческий технопарк Патры.

В России первый технопарк был создан в Томске в 1990 году. Учредителями томского технопарка стали крупные промышленные предприятия Томска, Северска, банков, ВУЗов и Администрации Томской области.

Первым российским парком, созданным на основе университета, стал научный парк при МГУ. ЗАО "Научный парк МГУ" занимает площади 11 тыс. квадратных метров, на них разместилось около полусотни малых инновационных предприятия с общей численностью 2500 человек. Всего в России зарегистрировано около 60 технопарков, но только 11 из них отвечают международным стандартам.

Технополисы. Это целые наукограды с комплексом, включающим университеты или другие ВУЗы, НИИ, а также жилые районы с социальной инфраструктурой. Технополисы, как правило, расположены в самых живописных районах.

Примерами технополисов являются знаменитые Силиконовая долина и Бостонский маршрут 128 в США, Кэмбридж и Шеффилд в Великобритании, Шеньчжэнь и Наньху в Китае, Цукуба, Тояма, Оита и Кумамото в Японии.

В России есть муниципальные образования, которым Правительство присвоило статус наукограда. Это Обнинск, Дубна, Королев, Реутов, Фрязино, Пущино (Московская область), Мичуринск (Тамбовская область), Кольцово (Новосибирская область), Бийск (Алтайский край), Петергоф (Санкт-Петербург). Из федерального бюджета выделяются субвенции дополнительных расходов наукоградов.

К сожалению, стратегия инновационной деятельности современной России оставляет желать лучшего. Единственной положительной тенденцией на протяжении последних лет было возрастающее количество зарегистрированных товарных знаков, что свидетельствует только об увеличении объектов бизнеса, а не об инновационной экономике.

Место России на мировых высокотехнологичных рынках и в мировых инновационных процессах неадекватно имеющемуся интеллектуальному и образовательному потенциалу.

Россия существенно уступает развитым странам по расходам на исследования и разработки. Если в 1990 году Россия находилась по этому показателю на уровне стран ОЭСР, то сейчас она находится в группе стран с низким научным потенциалом. Показатели изобретательной активности (то есть числа патентов в расчете на 10 тысяч населения) низкие. В Японии показатель изобретательской активности равняется 24,3, в США – 17,6, в России – 1,6.

Текущее состояние инновационной системы ставит вопрос об экономической безопасности России. Многие эксперты считают, что пороговое значение уровня инновационной активности, ниже которого встает вопрос об экономической безопасности страны, равен 15 %. Однако в настоящее время, доля организаций, осуществляющих инновационную деятельность в нашей стране, составляет всего 10 %.

Буквально в последнее время в России наметились первые шаги по улучшению инновационной политики. Разработана "Стратегия РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 года", а также определяются стратегические приоритеты на период до 2025 года. Предусматривается увеличение объемов государственного финансирования.

Необходима государственная поддержка инновационной деятельности в России и специальные целевые программы. Формами государственной помощи могут являться:

· предоставление инвестиций изобретателям и малым внедренческим предприятиям (беспроцентных банковских ссуд);

· снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

· получение права на ускоренную амортизацию;

· создание особых экономических зон;

· отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

· создание венчурных (то есть связанных с финансированием и кредитованием технических нововведений, научно-технических исследований и разработок, внедрением открытий и изобретений, связанных с высоким риском) инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: