Стратегический менеджмент (СМ) – система поведения предприятия (П) на длительный период времени, означающая
§ выбор одного из альтернативных направлений его экономического развития (НР) и
§ механизма выживания (МВ) в рыночных отношениях
СМ = НР + МВ
Выбор направления развития - это долгосрочные целевые установки (ЦУ) с учётом возможностей предприятия и внешней среды, формулирование стратегических задач (СЗ) для достижения целей и разработка мероприятий (М) для их реализации
НР = ЦУ + СЗ + М
Механизм выживания МВ – корректировка ЦУ, СЗ и М, он связан с новыми проблемами, возникающими при реализации ЦУ.
Длительность периода времени СМ может быть равна 1-3 г., 5-10 лет, 10-15 и 15-20 лет. Общепринятым в РФ и за рубежом является период 2-5 лет.
Стратегический менеджмент. СМ опирается на 3 основных направления экономического развития предприятия:
1-е направление – диверсификация экономической деятельности П, т.е. расширение разнообразия выпускаемой продукции (может выходит за рамки основной номенклатуры, напр. ТНП на з-де "Компрессор")
(Диверсификация (от лат.diversus – разный и facere – делать), т.е. делать разное.)
При этом ЦУ являются:
1)Увеличение общего объёма производства и продаж,
2)Увеличение доли в сложившемся рынке и освоение новых рынков сбыта.
2-е направление – диверсификация производства, т.е. расширение номенклатуры только по основной деятельности П.
Здесь ЦУ являются:
1) Уменьшение сроков освоения новых видов продукции,
2) Увеличение объёмов их производства,
3) Проникновение на новые рынки сбыта и
4) Вытеснение устаревших видов продукции.
3-е направление – максимальное использование возможностей существующего производства и существующих рынков сбыта. Критерий – прирост прибыли в установленный период СМ.
Стратегические задачи. Формулирование СЗ – это выбор стратегических решений по внедрению новых технологий в производство и управление, совершенствование организации производства и управления, эффективности использования ресурсов - материальных, трудовых и финансовых - см. рис. 1.
Разработка мероприятий по реализации СЗ связана с их определением и распределением по временным периодам и ответственным исполнителям, что отражается в бизнес-плане СМ.
В бизнес-план СМ входят:
§ цели и задачи СМ,
§ характеристики продукции, оценка конъюнктуры рынка (конъюнктура – лат: conjuncture – связывать – экон. ситуация на рынке:уровень спроса и предложения, цены, объёмы продаж.),
§ производственная программа,
§ ресурсное обеспечение,
§ финансовый план,
§ организационный план реализации ЦУ и др.
Бизнес-план – основной документ, который раскрывает организационно-экономическую сущность СМ как одной из функциональных систем управления П.
Организационная сущность СМ – это строго регламентированная последовательность разработки составных частей бизнес-плана с указанием подразделений П, ответственных за выполнение своих разделов и установление взаимоотношений с внешними организациями – администрация региона, банки, поставщики оборудования, ресурсов, технологий, экологические службы и др.
Экономическая сущность СМ – расчёт комплекса показателей всех разделов бизнес-плана.