Особенности жизненного цикла товара
Стадии жизненного цикла | ||||
Показатели | Внедрение | Рост | Зрелость | Спад |
Объем сбыта | Минимальный | Растущий | Стабильный | Падающий |
Цена | Максимальная | Средняя | Низкая | Бросовая |
Масштаб рынка | Минимальный | Растущий | Максимальный | Сокращающийся |
Структура рынка | Фрагментарная | Фрагментарная | Концентрация ли- | Дальнейшая кон- |
с выделением ли- | деров | центрация лидеров | ||
деров | ||||
Конкуренция | Минимальная | Растущая | Максимальная | Затухающая |
Число конкурентов | Возрастающее | Большое, возрас- | Стабильное | Сокращающееся |
тающее | ||||
Затраты на марке- | Максимальные | Высокие | Снижающиеся | Минимальные |
тинг | ||||
Темпы роста | Максимальные | Быстрее ВВП | Медленнее ВВП | Меньше нуля |
Продуктовая линия | Базовая | Разнообразная | Стабильная | Суживающаяся |
Модификация про- | Базовая | Улучшенная | Усовершенство- | Индивидуальная |
дукта | ванная базовая | |||
Приверженность | Отсутствует | Выжидание | Формирование | Высокая |
потребителей | предпочтений | |||
Входные барьеры | Отсутствуют | Низкие | Высокие | Очень высокие |
Стабильность по- | Низкая | Низкая для лиде- | Высокая для лиде- | Высокая |
зиций | ров | ров |
Показатели | Внедрение | Рост | Зрелость | Спад |
Чистая прибыль | Низкая, убытки | Растущая | Высокая | Снижающаяся |
Основной капитал | Слабый рост | Сильный рост | Максимум | Снижение |
Амортизация | Минимальная | Увеличивающаяся | Максимальная | Снижающаяся |
Оборотный капитал | Рост- | Максимум | Стабилен | Спад |
Поток наличности | Отрицательный | Быстро растет | Максимум | Падает |
Финансовый поток | Отрицательный | Сбалансированный | Положительный | Неопределенный |
Чистая доходность | Колеблется | Высокая | Очень высокая | Снижающаяся |
активов (Чистая при- | ||||
быль / Основной ка- | ||||
питал) |
ЖЦТ состоит обычно из четырех фаз, каждая из которых требует своей стратегии и тактики. Этим обеспечивается наличие достаточных финансовых ресурсов для текущей деятельности и развития.
На первой фазе жизненного цикла, которая начинается с момента поступления товара в продажу, происходит его внедрение на рынок. Производителей немного, и они выпускают только его основные варианты, ибо рынок не готов к восприятию модификаций. Внимание фокусируется на покупателях с высоким уровнем доходов, готовых платить высокую цену за новинку.
Объем реализации и доля рынка, принадлежащая фирме, увеличиваются медленно из-за отсутствия у покупателей информации о товаре, его предназначении, свойствах, особенностях использования; слабой отлаженности сбыта; нехватки производственных мощностей. Кроме того, потребители справедливо полагают, что первое поколение товара еще «сырое», он будет модернизирован, и поэтому не спешат с его приобретением.
Вследствие больших затрат и незначительного объема сбыта цены достаточно высоки, и прибыль растет медленно (часто имеют место и убытки). Кроме того, рынок плохо изучен, и еще нельзя точно определить его основные тенденции и перспективы развития.
Но здесь еще низка конкуренция и практически отсутствуют препятствия для внедрения на рынок (так называемые входные барьеры).
Основные стратегические задачи состоят в том, чтобы сформировать ожидания потребителей и создать рынок для нового товара, найти надежных поставщиков и перспективных посредников, обеспечить доступ к ресурсам, «запустить» механизмы формирования конкурентных преимуществ.
Для этого необходимы дальнейшие исследования с целью совершенствования свойств товаров и услуг, технологического процесса; снижение затрат и достижение превосходства над конкурентами в области качества и цен; интенсивная реклама, проведение выставок-продаж, презентаций для создания благоприятного имиджа и привлечения покупателей; стимулирование продаж и пр. Все это требует больших затрат времени и средств.
Условиями успеха на первой стадии являются:
1. Постоянный поиск новых рыночных сегментов и способов использования товара.
2. Умелое использование преимуществ первопроходцев.
3. Быстрое реагирование на все изменения в среде, прежде всего технологические.
4. Прогнозирование появления новых сильных конкурентов, их возможных стратегий и подготовка к борьбе с ними.
Вторая фаза - рост продаж. Товар уже признается рынком; за счет увеличения объемов производства снижается себестоимость, что дает возможность маневрировать ценами (цена может снижаться, но медленнее издержек, ибо требуются значительные затраты на стимулирование сбыта, формирование приверженности покупателей к фирме и продукту). Одновременно появляются новые конкуренты и конкурирующие товары.
На фазе роста стратегическими задачами компании становятся:
· борьба за повышение доли фирмы на существующем рынке, позволяющей использовать эффект масштаба;
· проникновение на новые рынки и сегменты;
· совершенствование технологий, расширение ассортимента и повышение качества продукции, придание ей дополнительных свойств, выпуск новых моделей;
· поиск новых каналов распределения, интенсификация рекламы, своевременное снижение цен и пр.
На третьей фазе зрелости (насыщения), по времени самой продолжительной, потребители хорошо осведомлены об альтернативах и конкуренция достигает максимума. Замедляются и стабилизируются темпы роста продаж, падает прибыльность единицы продукции при наибольшей валовой прибыли (до 70% ее совокупного объема).
Начинается модернизация производства, расходы на которую (в том числе на НИОКР) могут достигать 50-60% всех затрат; модификация рынка (его интенсификация, поиск новых потребителей); улучшение характеристик товара (качества, дизайна, безопасности использования, упаковки); оптимизация ассортимента; совершенствование комплекса маркетинга (снижение цен, развитие распределительной сети, интенсивная реклама, стимулирование скидками и льготами продаж, приверженности товару и пр.).
За счет этого фирма пытается укрепить связи с существующими покупателями, найти новых потребителей, в том числе на мировых рынках, или, переманив их у конкурентов, защитить свои рыночные позиции.
Также интенсифицируются процессы диверсификации, слияния и поглощений.
На четвертой фазе спада производство, сбыт и прибыль резко сокращаются из-за насыщения спроса, появления новых товаров, технологий, вкусов потребителей. Затраты на производство и рекламу прежнего ассортимента товаров велики, поэтому продажи можно некоторое время поддерживать, сокращая затраты на НИОКР и даже работая с убытком.
Здесь возможны (хотя и не для всех товаров) три альтернативы:
1. сократить производство;
2. оживить продукт, изменить его упаковку, способы продаж и пр.;
3. полностью прекратить выпуск нерентабельной продукции.
В любом случае происходит прекращение не только НИОКР, но и совершенствование товара, свертывание рекламы и т. п. Внимание уделяется лишь сохранению технического обслуживания, поставок запасных частей.
Но на всех фазах жизненного цикла продукта необходимо осуществлять следующие мероприятия:
1. Распространять информацию о преимуществах продукта и привлекать к нему внимание потенциальных потребителей, поддерживать спрос.
2. Формировать и совершенствовать сеть распределения.
3. Стимулировать приверженность к продукту и усиливать связи с покупателями.
4. Защищать товарную марку от конкурентов.
5. Извлекать все возможные выгоды, предоставляемые данной фазой.
В то же время ряд исследователей говорит о пяти фазах жизненного цикла продукта (табл.), дополнительно выделяя насыщение.