Тактика и стратегия финансового менеджмента

Цели финансового менеджмента

Сущность финансового менеджмента. Эффект финансового рычага

Одной из главных задач финансового менеджмента служит направление на формирование системы финансовых отношений в хозяйственных процессах и механизмах предприятий и организаций, освоение технологии управления финансовой деятельностью субъекта хозяйствования. На современном предприятии одной из ключевых фигур в общей системе менеджмента наряду с директором является финансовый директор в руках которого сосредоточены полномочия по осуществлению финансового менеджмента предприятия.

Финансовый менеджмент можно представить в виде структуры рационального и эффективного использования денежных средств или как слаженный механизм управления движением финансовых потоков. В основном, финансовый менеджмент имеет целью увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивания оборотного капитала.

Основная цель финансового менеджмента — получению прибыли. На этом построены любые экономические отношения. Прибыль покупателя появляется в том случае, если он покупает товар по самой низкой цене при приемлемом качестве. Такое положение дел в финансовом менеджменте способствует развитию наиболее совершенных прогрессивных производств. Известны две основные возможности увеличения прибыли при активном содействии финансового менеджмента: рост объема выпуска продукции и снижение затрат, так как прибыль в общем виде — это разница между выручкой и себестоимостью.

Финансовый менеджмент, участвуя в управлении капиталом, может направлять его на расширение и увеличение мощностей производства, а следовательно, прибыли; при управлении финансовыми ресурсами и их перемещением, появляется возможность использовать их для снижения себестоимости и увеличения капитала.

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых потоков и финансовых обязательств и отношений, возникающих между субъектами финансового рынка. Вопросы и ответы, как же грамотно и профессионально управлять этими движениями - и составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой механизм разработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с целью достижения поставленных целей.

Исходя из того, что написано выше, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления бизнесом. Тактика финансового менеджмента — это приемы и методы конкретизированные для достижения поставленных бизнес задач в реального рынка. Главной задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления. Стратегией служит общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Стратегия финансового менеджмента позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятому пути развития, отбросив все другие варианты.

Замечено, что фирма, которая рационально использует заемные средства, несмотря на их платность, имеет более высокую рентабельность собственных средств. Этому можно дать объяснение, исходя из финансового механизма функционирования фирмы. Эффект финансового рычага (ЭФР) — это приращение рентабельности собственных средств (РСС), получаемое при использовании заемных средств, при условии, что экономическая рентабельность активов фирмы больше ставки процента по кредиту.

Эффект финансового рычага характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала.Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно ге­нерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эф­фектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:

,

где ЭФЛ — эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;

Снп — ставка налога на прибыль, выраженная деся­тичной дробью;

КВРа — коэффициент валовой рентабельности акти­вов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;

ПК — средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование за­емного капитала, %;

ЗК — средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;

СК — средняя сумма собственного капитала предприятия.

Рассматривая формулу расчета эффекта финансового левериджа, можно выделить в ней три основные составляющие:

1) Налоговый корректор финансового левериджа (1 - Снп), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.

2) Дифференциал финансового левериджа (КВРа - ПК), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером про­цента за кредит.

3) Коэффициент финансового левериджа (ЗК/СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.

Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа впроцессе финансовой деятельности предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: