double arrow

Принципы управления

Принципы управления – это руководящие правила, которые определяют основные требования к системе, структуре и организации управления. Они подразделяются на общие и частные.

Общие принципы управления имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и на все отрасли хозяйства. К таким принципам относятся:

1) Принцип целенаправленности – предполагает четкую постановку реальной, достижимой и предельно конкретно определенной цели перед каждым предприятием и каждым его подразделением. Это придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.

Этот принцип предполагает не только постановку цели, но и соотнесение ее с необходимыми ресурсами.

2) Принцип ответственности – предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания возрастать по мере увеличения полномочий.

Это принцип далеко не всегда реализуется на практике, особенно на высших иерархических уровнях, что приводит к необдуманным решениям, к злоупотреблению властью, к некомпетентному управлению.

3) Принцип компетентности – означает знание менеджером объекта управления. Этот принцип связан с горизонтальным разделением труда по функциям. Также не всегда выполняется.

4) Принцип дисциплины – должна присутствовать в любой системе управления на любом уровне.

Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, а также должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Но дисциплина не должна стеснять инициативу работников, мешать творческому отношению к работе.

Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления.

5) Принцип стимулирования – предполагает мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов.

Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда (зарплата, премии, надбавки), а моральное – в основном на психологическом воздействии на работников.

6) Принцип иерархичности – предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т. е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, при построении аппарат управления, при расстановке кадров.

Все общие принципы управления тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.

Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы. Например, применительно к управлению предприятиями торговли выделяют такие частные принципы, как ритмичность, непрерывность, параллельность, преемственность управленческих процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: