Вопрос 3. Технология принятия и реализации решений, её особенности в национальных моделях управления
Совокупность всех процессов принятия и реализации решений в той или иной социальной организации составляет тот организационный механизм, который обеспечивает поток импульсов управленческого воздействия и контроль за реакцией на них. В конечном счете, этот механизм обеспечивает движение к намеченным целям, хотя в какой мере и с какой скоростью – это уже зависит от целого ряда конкретных обстоятельств.
Одним из главных обстоятельств выступает сложившаяся система социальных (прежде всего экономических) интересов, конкретный баланс которых в данный момент времени должен учитываться при принятии любого управленческого решения – иначе ему не суждено быть реализованным.
Вообще любой организационный процесс, любое управленческое решение и действие бессодержательны, если оторваны от системы стимулирования, то есть от создания необходимых условий для реализации интересов субъектов социальных отношений. Все организационные отношения, властные полномочия, алгоритмы взаимодействия руководителей и подчиненных, определяющие рождение и движение управленческих решений в организации, сами, в конечном счете, обусловлены балансом экономических интересов, структурой экономических отношений, базирующихся на отношениях собственности. Эти положения еще будут подробно раскрыты в последующих темах.
Пока же, не касаясь этих взаимосвязей, необходимо обратится к анализу организационного механизма принятия и реализации решений, к его технологии, которая представляет собой определенное распределение решений в организации по каналам движения, уровням и источникам принятия. Для менеджеров эта технология принимает форму соответствующих принципов принятия решений, которые они применяют в руководстве организацией.
Какие же это принципы? Это – следующие противостоящие друг другу пары:
1) в зависимости от того, в каком направлении распределяются (движутся) решения в формальной структуре организации, это – иерархия и горизонтальная координация в принятии решений;
2) в зависимости от распределения объемов решений по уровням управления, это – централизация и децентрализация в принятии решений;
3) в зависимости от источников (субъектов) принятия решений, это – индивидуальное и групповое (коллективное) принятие решений.
Будучи примененным в управленческой практике в той или иной организации, каждый из этих противоположных принципов становится частью применяемой данной социальной организацией технологии принятия и реализации управленческих решений.