а) Иерархизация и горизонтальная координация в принятии решений
Со времен Анри Файоля, обосновавшего необходимость иерархического построения "цепи команд" или скалярной цепи в организации, этот принцип до самого последнего времени оставался незыблемым в принятии и реализации решений. Согласно принципу иерархии, решения принимаются на высших уровнях управления и движутся по формальным организационным каналам сверху вниз, по нисходящей. Обратный порядок движения решений немыслим.
Однако в последнее время в теории управления и управленческой практике все большее внимание получает иное направление, иной порядок движения решений - так называемая горизонтальная координация.
Все более возрастающая необходимость в отказе от многоуровневых структур управления, в ускорении реагирования на происходящие изменения, в "разгрузке" менеджеров от непомерных объемов перерабатываемой ими информации приводит к укреплению горизонтальных связей, а, соответственно, и к принятию "горизонтальных", а не "вертикальных" решений.
|
|
Наиболее часто встречаются следующие виды горизонтальной координации в принятии решений: 1) двусторонние (многосторонние) решения руководителей одного уровня; 2) целевые группы.
Двусторонние (многосторонние) решения руководителей одного иерархического уровня повышают оперативность управления, способствуют развитию самостоятельности руководителей нижнего и среднего звена, так как зачастую им предоставляются полномочия принимать решения в тех или иных пределах без согласования с вышестоящим руководителем. В ходе принятия решений и их реализации один из руководителей на основе обоюдного (или всеобщего) согласия может осуществлять роль координатора.
Целевые группы фактически означают еще большую формализацию таких горизонтальных отношений – они намеренно создаются на временной или постоянной основе, а их руководители (председатели) получают формальные права координаторов.
Таким образом, горизонтальная координация в принятии решений позволяет не обращаться "наверх" по каждому поводу и воспитывает ответственность за разрешение проблемы на том уровне, на котором она возникла.
Такой подход становится все более распространенным. Однако следует иметь в виду, что эффективность его осуществления обусловлена действительной передачей полномочий и ответственности вниз (так называемым делегированием). Это – сложная организационно-управленческая проблема, имеющая не только организационную сторону, но и связанная с отношениями власти и влияния.
|
|
Также обратим внимание на то, что горизонтальная координация не отрицает полностью иерархии, а, в конечном счете, сочетается с ней. Одним из распространенных способов сочетания этих двух принципов, позволяющим принимать и реализовывать решения в сложных ситуациях, стал в последнее время матричный тип взаимодействия. Этот способ предполагает наделение руководителя целевой группы командными (линейными) полномочиями, в результате чего он становится руководителем проекта и взаимодействие оформляется как сетевая структура (отсюда и название – матричная).
б) Централизация и децентрализация в принятии решений
В зависимости от распределения объемов решений по уровням управления могут избираться принципы централизации или децентрализации в принятии решений.
Выбор первого или второго принципа также основывается на той или иной степени делегирования полномочий нижестоящим уровням.
Следует отметить, что эти принципы, относящиеся друг к другу как взаимоисключающие, непосредственно взаимосвязаны: чем больше децентрализация, тем меньше централизация.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что реальное осуществление этих принципов всегда имеет не абсолютный, а относительный характер: та или иная организация может считаться централизованной или децентрализованной в принятии решений только либо относительно другой организации, либо себя самой в иной период времени, либо в каких-то областях своей деятельности она может быть централизованной, а в каких-то – децентрализованной и т.д.
При бóльшей степени централизации объем (т.е. количество и степень важности) решений, принимаемых на высших уровнях управления, относительно велик, при большей степени децентрализации – наоборот, объем решений, принимаемых на высших уровнях, имеет тенденцию к уменьшению за счет передачи полномочий низшим уровням.
Стремление современных организаций к децентрализации оправдано, поскольку этот принцип имеет целый ряд очевидных преимуществ: поощряет инициативу и ответственность низовых звеньев организации, побуждает их к творчеству и самостоятельности, высвобождает время и силы руководителей высших уровней для обдумывания и принятия действительно долгосрочных, стратегических решений, не позволяя им увязать в мелочах.
Вместе с тем последовательное проведение этого принципа требует четкого разграничения полномочий между уровнями управления и четкого определения того круга решений, принятие которых остается прерогативной высшего уровня менеджмента при любых обстоятельствах.
в) Индивидуальное и коллективное принятие решений
В зависимости от источников (субъектов) управленческих решений принятие решений можно характеризовать как индивидуальное (единоличное) или коллективное (групповое). Эти два принципа в современной организационной жизни могут не исключать друг друга, а взаимодополнять.
Отметим, что именно взаимодополнение было бы наиболее эффективным, так как у каждого принципа есть свои преимущества и очень многое зависит от содержания разрешаемой проблемы, от ситуации (например, в некоторых ситуациях просто нет времени на коллективное обсуждение), от уровня компетенции членов той группы (коллектива), которому предстоит принимать решения, от их психологической готовности к этой роли и т.д.
Причем реализация каждого из этих принципов подразумевает несколько вариантов.
Так, индивидуальное принятие решений руководителем возможно в трех вариантах: а) без привлечения других мнений; б) с привлечением других мнений и их анализом, но изолированно одно от другого; в) с применением совещательных форм.
Первый вариант в обычных обстоятельствах может быть обусловлен либо твердым убеждением менеджера в безальтернативности избираемого решения, либо его убеждением, что изучение мнений бесполезно в силу их некомпетентности и заведомой неразумности (отметим, что эти убеждения руководителей – субъективны и могут не иметь ничего общего с действительностью). С другой стороны, в обстоятельствах, когда время на принятие решения крайне ограничено или посоветоваться с кем-либо невозможно чисто физически, этот вариант становится единственно возможным.
|
|
Второй вариант предполагает сбор информации, часто из альтернативных источников, но исключает обмен мнениями между источниками. Он может принимать форму процесса консультаций.
Третий вариант предполагает вовлечение работников в обмен мнениями и дает ряд важных преимуществ: во-первых, в ходе коллективного обсуждения возрастает вероятность большего разнообразия альтернатив и, следовательно, наличие среди них оптимального варианта решения; во-вторых, выполнение решения, принятого с участием заинтересованных лиц и с учетом их мнений, легче организовать. Здесь могут быть применены различные методы групповой выработки решений ("мозговой штурм", другие эвристические методы), которые требуют специального изучения.
Следует заметить, что второй и третий варианты выступают как разные степени так называемой "системы участия" ("participation system"), вследствие чего в управленческой литературе их иногда относят (особенно третий вариант) к групповому способу принятия решений совершенно неправомерно. Во всех трех вариантах принятие решений осуществляется руководителем индивидуально, единолично, авторитарно, хотя третий вариант, несомненно, может расцениваться как серьезный шаг в сторону коллегиальности.
И еще одно важное замечание. Ответственность за выбор варианта решения и качество решения несет во всех этих случаях тот, кто его принял – то есть руководитель, поэтому попытки некоторых руководителей использовать третий вариант, чтобы "прикрыться" коллективным мнением, по сути, несостоятельны – отвечать за решение всё равно приходится им.
|
|
Коллективное принятие решений возможно в двух вариантах: а)большинством голосов; б) консенсусом (общим согласием). Оба варианта имеют как преимущества, так и недостатки.
Первый вариант (по принципу большинства) позволяет относительно быстро принять решение вполне демократическим путем, обеспечить его правомочность, и начать действия по его реализации. Однако возникающие при этом "минусы" могут перевесить эти преимущества: во-первых, "меньшинство может остаться при своем мнении и если даже не будет противодействовать реализации решения, то и прилагать силы к его выполнению не будет; во-вторых, создается ситуация, социокультурно ущербная для коллектива: он делится на "победителей" и "побежденных", чем может подтачиваться его единство. Если же "меньшинство" постепенно оформится в более или менее постоянную группу, то это прямой путь к конфликту и расколу.
Второй вариант (по принципу консенсуса) внешне выглядит предпочтительнее: все позиции принимаются во внимание, на основе их выявления ведется поиск опоры для всеобщего согласия. Голосование иногда применяется, но лишь как метод выявить количественные показатели предпочтений в их пропорции. Если удается найти согласительную позицию, то решение, принятое на такой основе потенциально более эффективно. Ведь предполагается, что оно либо разрешило все противоречия между наличными интересами (удовлетворило всех полностью), либо нашло компромиссный путь (удовлетворило всех, но в разной мере).
Однако в реальности под гладью такого привлекательного подхода могут скрываться увесистые "подводные камни". Вот первых, часть коллектива может поступать конформистски под нажимом группового давления и демонстрировать согласие, даже если внутренне не согласна с решением. Во-вторых, поиск общего согласия может надолго затормозить принятие окончательного решения и тем самым превратить его в несвоевременное, а, следовательно, неэффективно. В-третьих, не исключено, что в ряде случаев всеобщее согласие может быть объективно недостижимым, и, соответственно, поиск консенсуса заблокирует весь управленческий процесс (особенно, если несогласие части коллектива воспринимается как "вето", которое не дозволено преодолевать).
Поскольку же стоять на месте нельзя, нужно двигаться вперед и действовать, то первый вариант – демократического большинства – в действительности является выходом из тупиковой ситуации.
Таким образом, диалектическое сочетание двух вариантов, соблюдение ситуационного подхода в их выборе вот оптимальная модель коллективного принятия решений.
Главное же – и в случае индивидуального, и в случае коллективного принятия решений – это необходимость учета расклада объективных интересов. Как правило, решения и выражают баланс интересов в тот или иной момент времени, являются результатом их противоборства и сотрудничества, результатом взаимодействия тех или иных "групп влияния", концентрированно выражающих определенные устремления частей коллектива.
Отметим, что коллективное (групповое) принятие решений часто противопоставляют индивидуальному как форму самоуправления (кстати, иногда к самоуправлению относят все варианты, где соблюдается "система участия"). Такое противопоставление неправомерно, так как самоуправление в конечном счете не может быть сведено к коллективному принятию решений, а тем более к участию в их разработке.
Самоуправление предполагает, что коллектив наделяет руководителя теми полномочиями, которыми сам считает необходимым его наделить, – поэтому даже индивидуальные, авторитарные решения руководителя в таком случае могут быть выражением самоуправления. С другой стороны, положение, когда коллективные решения необязательны для выполнения руководителем и он спокойно их игнорирует, с большим сомнением может быть отнесено к самоуправлению.
Следовательно, проблема самоуправления разрешается в иной плоскости – как осуществление воли и власти коллектива в реальной практике управления, как реализация его права на управление своими внутренними делами – в форме ли коллегиальности принятия решений, в форме ли единоначалия руководителя. Дело здесь в том, насколько коллектив суверенен в обеспечении п одотчетности ему руководителей и их сменяемости,
Конкретные же варианты решения этой проблемы обусловлены, в конечном счете, отношениями собственности, так как именно собственник обладает правом устанавливать систему властных отношений в организации, хотя она может регулироваться общегосударственными законами и распоряжениями.
Итак, социальные организации в своей практической деятельности используют ту или иную технологию принятия и реализации управленческих решений, которая представляет собой тот или иной конкретный способ комбинирования принципов иерархии и горизонтальной координации, централизации и децентрализации, индивидуального (единоличного) и коллективного (группового) принятия решений.