Моделирование не свободно от проблем, влияющих на эффективность применения моделей.
Среди наиболее серьезных факторов, снижающих эффективность моделирования, можно указать следующие:
1. Недостоверность, неточность исходных данных или допущений. К этому фактору нужно проявлять повышенное внимание, так как результатом «закладки» в модель недостоверного предположения, факта, цифры неизбежно будет недостоверность выводов.
2. Объективные ограничения в информационном обеспечении – т.е. объективная невозможность получить всегда и в полном объеме и качестве необходимую для моделирования информацию (либо из-за большого множества переменных, либо из-за их высокой изменчивости, либо из-за помех в информационных каналах и т.д.).
3. Недостаточный уровень квалификации менеджеров в области исследования операций и моделирования. Не имея необходимых знаний и навыков в моделировании, многие руководители не вполне понимают его принципы, методы, результаты и, как следствие, боятся или не хотят применять модели. Оказывается, этот фактор срабатывает не только у нас в России. Так, опрос американским журналом "Форчун" вице-президентов по производству из 500 фирм показал, что основным препятствием в использовании моделей в их деятельности является недостаток необходимых знаний.
4. Превышение затрат на моделировании получаемому от него эффекту. Этот фактор также трудно преодолеть, так как совокупные затраты времени, средств, сил, на построение и анализ моделей вполне могут превысить совокупный эффект. Очевидно, что руководители обращаются к моделированию только в тех случаях, когда уверены, что сизбытком оправдают все финансовые, материальные и моральные затраты.
Итак, моделирование посредством применения материальных моделей – это довольно эффективный способ, позволяющий облегчить выбор варианта решения и прогнозирования его результативности. Некоторые виды моделей, например, знаковые, не требуя больших затрат, значительно упрощают восприятие и оценку реальных обстоятельств, характеристик явлений и процессов, их взаимосвязей и соотношений. Такой вид имитационного моделирования как деловые игры также относительно недорог, зато достаточно эффективен.
Однако не всегда применение моделей высокоэффективно, точно так же, как далеко не всегда оно безошибочно и безупречно. Выход здесь один – необходимо повышать квалификацию менеджеров в этой области, добиваться овладения необходимыми знаниями и навыками.