Упарвление развитием

Горизонт развития

Система координат

Миссия организации Виденье перспективы развития Оргструктура

Руководителей можно разделить на 3 группы: радикалы, консерваторы, конвентуристы. Радикалы генерируются всю свою деятельность на рыночные методы управления (их 10%). Консерваторы (60%). Конвентуристы (30%) - те которые выжидают.

Под Миссией можно понимать цели, ради которых была создана организация. Миссия - это развитие транспортной инфратсруктуры регионы и повышение благосостояния акционеров.

М (old) = ДД / ПП

Есть мнение, что любое управленческое решение должно принимать на основе предвидения. Тамерлан: "управлять - это значит предвидеть".

Сущестует 3 горизонта развития:

1. Операционный - когда речь идет о развитии организации на технологическом уровне, т.е. на уровне выполнения отдельных операций;

2. Такитеский (среднесрочный) - когда речь идет о распределении ресурсов во времени и пространстве (трудовые, материально-технические, энергетические, финансовые и информационные);

3. Стратегический, когда речь идет об установлени миссии и генеральных целей развития организации на длительный период (от года и больше).

Тема 2: "Организационные структуры":

Организационные сруктуры (ОС) справедливо сравнивать с каркасом дания системы управления, поскольку каждая из ОС представляет собой взаимосвязанную и упорядоченную совокупность элементов, обеспечивающих функционирование и разивтие организации. ОС - это особая форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляются процессы управления в организации. В освнове построения и образования всех ОС лежит пространственное разделение управленческого труда. В этом смысле все ОС принято раздлять на плоские (горизонтальные) и вертикальные (высокие). (Рис. 4,5)

Для плоских структур характерно:

· большой диапазон управления;

· малое количество уровней управления (2-3);

· отсутсвие проблем, связанных с передачей информации сверху вниз и обратно;

· сравнительно низкие затраты содержания управленческой структуры;

· слабый контроль за подчиненными.

В отличие от плоских стркутр, для высоких структур характерны следующие признаки:

· небольшой диапазон управления;

· много уровней;

· наличие проблем, связанных с передачей информации сверху вниз и снизу вверх;

· высокие затраты на содержание управления;

· эффективный контроль

Горизонтальный тип разделения. Такое разделение в литературе называется департаментизация. Этот процесс предполагает фрмирования следующих структур:

1. Функциональная - управления распределяется между функциональными подразделами;

2. Региональная - производство товаров или услуг разделяется по регионам;

3. Потребительская - разделение либо по рынкам, либо по конкретным клиентам;

4. Продуктовая - разделение на конкретные виды продукции или услуги;

5. Проектная - разделение на проекты и именно относительно них формируется персонал.

Высокие структуры. Чаще всего необходимы там, где занято много работников. Среди высоких структур наибольшее распространение получили:

1. Линейная (рис.6);

2. Линейно-функциональная.

К достоинствам структур линейного типа можно отнести:

· персональную ответсвенность руководителя за конечные результаты деятельности организации;

· высокая мобильность поведения организации в целом.

Недостатки:

· руководитель должен быть подготовлен всесторонне;

· чрезмерная инфомационная нагрузка на руководителя, которая в конечном итоге превела к такому явлению как информационный тромб, когда из-за возосшего объема информации руководитель уже был не в состоянии качественно или эффективно перерабатывать и усваивать поступающую информацию.

Первый кто примен линейно-функциональную структуру был Алексадр Македонский. Применил штаб, куда привлекал людей, которые профессионаьно разбирались в вопросах прямо не связанных с военными действиями.

Есть линейно-функциональная система с ограниченным фунционализмом, ограничена функциональность среднего уровня. Руководитель освободился от рутинных вопросов и стал больше внимание уделять сратегического развития оргаизации.

На смену прудыдущей структуре пришла линейно-функциональная структура в с концентрированным руководством. Ввели в штат рабоников нижнего уровне функциональных работиков.

Но в дальнейшем такие стуркутуры стали грамоздкими и стали слабоуправляемыми.

Достойнства линейно-функциональной структуры:

· более глубокая проработка вопросов, связанных с развитием организации;

· освобождение линейных менеджеров от решения функциональных задач;

· возможность привлечения внешних консультантов.

Недостатки:

· увеличение численности персонала до уровня когда управлять эффективно стало сложно;

· появление дуализма в системе управления;

· снижение мобильности организации в принятии управленческих решений.

Принципы совершенствования организационных структур:

1. Конкретизация миссии организации, т.е. оконстатация философии и предназначения организации, смысла ее создания и существования;

2. Оринетация деятельности организации на конкурентоспособнсоть, т.е. смысл этого принцип состоит в том, чтобы сохранить и по возможности увеличить долю рынка;

3. Создание эффкивного механизма развития, позволяющего в максимально возможной мере использовать потенциал организации;

4. Глобализация стретегии развития организации, т.е. ориентация организационной структуры организации на глобальную конкуренцию, развитие региональных и межрегиональных хозяйственных связей на основе разделения международного труда, что обеспечит повышение конкурентоспособности организации за счет интернационализации сферы производства и распределения товара;

5. Повышение уровня производства и управления на основе использования современных информационных и комуникационных технологий.

6. Повышение способности организационной структуры к адаптации своей деятельности в условиях постоянных изменений по внешней среде, это позволит своевременно реагировать на эти изменения, что даст возможность организации извлекать конкурентное преимущество в изменившихся условиях.

Тема 3: "Организация как субъект хозяйственной деятельности":

Согласно статьи 55 хозяйственного кодекса Украины субъектами хозяйствования признаются участники деловых отношений, осуществляющих свою деятельность и несущих по своим обязательствам ответсвенность в границах, принадлежащего им имущества. Субъекты хозяйственной деятельности:

· юридические лица;

· граждане Украины, граждане иностранных государств и лица без гражданства;

Существуют различные классификации, занимающиеся организаций, занимающихся хозяйственной деятельностью, их разделяют по таким признакам:

1. Степень формализации:

· формиальные - действуют на основе существующих в стране законадательных актов. Они имеют свои конкретные цели, задачи, подчиняются установленным правилам и т.д.;

· неформальные - различные группировки людей, трудовых коллективов, в обществе, в быту и в семье.;

2. По отношению к прибыли:

· прибыльные (коммерческие);

· неприбыльные.

3. Относительно организационно-правовой формы:

· государственные предсприятия;

· частные предприятия;

· хозяйственые общества;

· коллективные предприятия - особая форма (рабочая акционерная собственность), колекив государственных предприятий, в случае приватизации имеют право принимать участие в конкурсе по приватизации своего предприятия;. При этом коллектив предприятия имеет приоритетное право. Для этого колектив предприятия или обособленного подразделения создает организацию с правом юридического лица (ООО), которое в дальнейшем принимает непосредственное участие в приватизации от лица коллектива.

· комунальные пердприятия;

· совместные предприятия;

· объединения. их принято разделять на:

а) договорные организации - ассоциации, создаваемые с целью координации хозяйственой деятельности своих членов. Сама ассоциация не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность членов ассоциации, ее решение носит рекомендательный характер. Корпорации, создаваемые на основе объединений производственных и иных интересов с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования одного из участников корпорации.

б) уставные организации - консорциумы, которые создаются с целью объединения промышленного и банковского капитала.и концерны у которых есть финансовая зависимость между участинками концерна.

4. В зависимоси от способа образования или учреждения организации:

· унитарные - созданы одним основателем;

· корпоративные - созаны двумя или более учредителями. К таким организациям относятся кооперативы, хозяйственное общество, предприятия созданные на основе частной собственности двух или более учредителей.

5. В зависимости от среднесписочной численности и объемов доходов:

· малые - средняя списочная численность не превышает 50 человек, а доходы - не больше 500 тыс. евро в эквиваленте гривнам в год;

· средние - те что не малые и не большие;

· большие - средняя списочная численность более 1000 человек, а доходы - более 5 млн. евро в эквиваленте гривнам в год;.

Тема "Организации в зависимости от типа технологического цикла и модели":

В зависимоси от этого критерия есть 5 типов:

1. К организациям первичного цикла относятся все органазции, которые занимаются добычей сырья, к ним относятся предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также предприятия угольной промышленности, нефте и газодобычи;

2. К организациям вторичного цикла относятся все предприятия, обрабатывающей промышленности, машиностроение, металлообработка, автомобилестроение, судостроение и т.д.;

3. К организациям 3-его цикла относятся все организации, необходимые для обеспечения нормальной жизнедеятельности организаций первых 2-ух циклов. Это страховые компании, кредитно-финансовые учреждения, образовательные учреждения, туристические агенства, организации оптовой и розничной торговли;

4. К организациям 4-го цикла относятся все организации, которые оказывают информационные и коммуникационные услуги. Этот сектор экономики образовался сравнительно недавно и роль этих организаций в экономике в настоящее время очень высока;

5. Организации 5-го цикла - это организации без границ, к ним относятся все организации глобализированного типа, основой которых являются информационные сети. Деятельность этих организаций осуществляется на основе современной модели аутсорсинга. Смысл этой модели состоит в том, что предприятие передают организациям некоторые свои ресурсы на договорной основе.

Модели можно выделиь следующие:

1. Механистическая модель - появилась в конце 19 века. Ее основной базой является концепция, радоначальником (основателем) которой является Ф. Тейлор. Основными критериями эффективности этой модели является рациональное движение ресурсов, времени и денег. Основная цель этой модели состоит в том, чтобы разделить производственый процесс на отдельные технологические процедуры и операции. кроме этого, на формирование механистической модели существенное влияние оказал немецкий социолог Вебер. Это направление, которое привнес механистическую модель называется бюрократической рационализацией. Весь управленческий труд в организации разделяется в соответствии с установленными правилами, или так называемыми должностными инструкциями. В конечном иноге, цель механистической модели, сводится к формированию максимально-возможной прибыли от деятельности конкретной организации. Поэтому в механисической модели основное внимание управленческого персонала направлено на операционное управдение, где основными критериями эффективности являются время и деньги. Иными словами, механистическая модель, ориентирована на рациональное (оптимальное) использование производтвенных ресурсов (трудовых, материально-техических, энергетических, финансовых и информационных;

2. Модель человеческих отношений. данная модель строится исходя из того, что основным ресурсом в организации является труд, т.е. в этой модели, во главу угла эффективности функционирования организации ставится человеческий фактор.

Первые и вторая модель относятся к так называемым сокрытым предприятиям. Это исходит из того, что все ресурсы организации, их эффективность использования, зависит от внутренних факторов самой организации. Это было правильным, до тех пор, пока скорость изменений во внешней среде была невысока. начиная с 80-ых гдов прошлого века скорость изменения во внешней среде резко возрасла. Это связано было с тем, что благодаря либерализации торговли, появлению информационный и коммуникационных средств, возникновению процесса хозяйственной интеграции стран и регионов, а также углублению и расширению международного разделения труда, скорость изменения во внешней среде стала возрастать. В этих условиях стала небходимым учитывать менеджмент не только внутренних, но и внешних факторов. Таким образом, была востребована третья модель организации. В отличие от пердыдущих двух моделей, организации третьей модели, представляют собой системы тесно взаимодействующие с внешней средой, таким образом, организации 3-ей модели теоритически рассматриваются в единстве ее составных частей, тесно взаимосвязанных с внешней средой;

4. Согласно этой модели, все организации рассмативаются с точки зрения удовлетворения общественных потребностей. Иными словами, если предыдущие модели, своей целью принимают формирование максимально-возможной прибыли собственников организации, то теперь, успеха в развитии организации в первую очередь добиваются те организации, которые ориентированы, на решение социальных проблем, прежде всего, это безопасность труда и сохранность экологической среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: