double arrow

Лекция 6. Что понимается под трудностями в овладении арифметикой


Мы говорим о затруднениях в усвоении арифметики тогда, когда арифметические способности ученика не соответствуют возраст­ному уровню и тем возможностям, которые он демонстрирует по другим предметам. В соответствии с критериями Классификатора ВОЗ такие нарушения определяются как «нарушение арифмети­ческих действий, которое не связано с общим недоразвитием интеллекта ребенка, а появляется при неправильном обучении» (Диллинг и др., 1991). Имеется в виду, что арифметическая ком­петентность ребенка может быть ниже того уровня, который со­ответствует данному возрасту в данном классе при сохранном ин­теллекте.

У ребенка с таким нарушением страдают основные арифмети­ческие действия — сложение, вычитание, умножение и деление, что затрудняет освоение более сложных математических навыков, которых требуют занятия алгеброй, тригонометрией, геометрией. В данном случае имеются в виду частичные нарушения учебной деятельности, которые не мешают детям иметь успехи по другим предметам.

Однако есть дети, у которых возникают особые трудности со счетом. Эти отклонения сопровождаются общими трудностями в учебе, в частности страдает и чтение, и правописание, все это при среднем показателе IQ. Исследование Лобека (1992) показа­ло, что примерно у 16—18 % детей с трудностями в счете возни­кали проблемы и в чтении, 32 — 36% детей испытывали трудно­сти при написании диктанта. Примерно у 90 % этих детей показа­тель интеллекта составил 90, что свидетельствует об их нормаль­ном умственном развитии.




И, наконец, можно выделить группу детей, арифметические нарушения у которых объясняются общим низким уровнем обу­чаемости и соответственно сниженным уровнем интеллекта.

Все эти дети нуждаются в специальной помощи и поддержке. Все они имеют право на развитие.

Как при нарушениях в чтении и правописании, так и при на­рушениях в счете причины часто пытаются найти в особенностяхличности ребенка. Педагогическое мастерство, учебный материал и методы обучения не принимаются во внимание. Однако обуче­ние математике представляет собой процесс взаимодействия между ребенком, содержанием обучения и педагогом, и, следователь­но, нельзя связывать арифметические нарушения исключительно с особенностями изучаемого материала или особенностями лич­ности ребенка. Возникают следующие вопросы: какие способнос­ти необходимо иметь для овладения тем или иным учебным мате­риалом? В какой форме лучше всего преподносить данный мате­риал на уроке?

Довольно часто если у ребенка нет предрасположенности к счету, то родители и учителя неправомерно связывают это с не­достатком интеллекта, и ставится вопрос о его переводе в специ­альную школу.







Сейчас читают про: