double arrow

Вопрос№19. Понятие о сентиментализме. Общая характеристика английского сентиментализма


Сентиментализм в Англии.

Сентиментали́зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия). Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727) и т. п., впоследствии соединёнными в одно целое и изданными (1730) под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.




В 40-х годах того же столетия Томас Грей, автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и др., подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона — «Памела» (1740), «Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз Грандисон» (1754) — также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, — но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» (1759—1766) и «Сентиментального путешествия» (1768; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».



Сентиментализм в Англии.

Вторая половина 18 века в Англии – время перемен - экономических, политических, социальных… Происходят и значительные изменения в Английской литературе. Основным литературным направлением становится сентиментализм. Однако возникает он гораздо раньше. В рамках философии и литературы просвещения первые тенденции его появляются ещё в середине 30-х годов, в произведениях наиболее крупных английских писателей - Томсона, Юнга и Грея, отчасти в романах Ричардсона. Позднее, элементы этого направления проникают в прозу (романы О.Голдсмита и Г.Маккензи), но наивысшего расцвета это направление достигает в творчестве Л.Стерна. Сентиментализм был последним этапом английского просвещения и одновременно проявлением его кризиса. Само слово «сентиментализм» (от слова sentiment - чувство) означает чувствительность, но далеко не исчерпывается этим понятием. Чувствительность Стерна перемежалась такой едкой насмешкой, что меньше всего могла считаться беззлобной слезливостью. А между тем само направление сентиментализма окончательно оформилось в Англии именно в связи с выходом в свет «сентиментального путешествия» Стерна (1768). Сентименталисты, веруя в прогресс, пытаются выдвинуть в качестве преграды на пути растущего социального зла человеческое чувство – прежде всего чувство любви к людям и сострадания. Демократизм, гуманистический интерес к человеку, его переживаниям и сложному душевному миру – таковы наиболее привлекательные и важные черты сентиментализма. В Англии сентиментализм имеет свои особенности. Социальными предпосылками его возникновения были прежде всего обнищание народных масс и разочарование в буржуазном прогрессе общества. Особенности так же обусловлены умеренным характером борьбы просветителей со старой аристократической культурой. Литература сентиментализма глубоко демократична. В произведениях пробуждается интерес к маленькому человеку, сочувствие его бедам. Философской теорией, наиболее близкой английскому сентиментализму стал субъективный анализ Беркли и Юма. Епископ Беркли в своём «Трактате о принципах человеческого познания» (1710), отрицая само существование материи, доказывал, что все предметы внешнего мира являются лишь комбинациями ощущений и человек может судить только о собственных ощущениях. Так Беркли развивает в идеалистическом направлении идеализм Локка. Приемником Беркли был Давид Юм (1711-1776); он также рассматривал действительность как совокупность идей и впечатлений, которые могут не отражать никаких объективных законов и связей. Если просветители - рационалисты встречали эту теорию с насмешкой (Дидро), то сентименталисты, особенно более консервативно настроенные, превратили ее в прибежище от ужасов реальной действительности. Им казалось заманчивым считать эту действительность иллюзорной. Особое место в становлении эстетики сенсуализма и последующих литературных направлений приобретает книга английского публициста и философа Эдмунда Бёрка «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757). Эти категории, по Бёрку, имеют абсолютно различные источники: радость и страх. Бёрк делает вывод о том, что для становления человеческого характера необходимы как положительные, так и отрицательные эмоции. На их основе возникают страсти, способные изменять личность. Несчастья человека дают ему возможность сострадать несчастьям окружающих. Становлению этики и эстетики сентиментализма способствуют и отдельные религиозные движения. Исходя из этой основы, литература сенсуализма провозглашает культ чувств. Она стремится показать богатство эмоций и их роль в формировании личности. Задача писателей – сенсуалистов – заставить читателя поверить тому, что они изображают, пережить с героями и стать от этого чище и лучше. Однако на позднем этапе сентиментализма английские писатели уже хорошо осознают, что человека невозможно изменить с помощью одной лишь чувствительности. И когда в их произведениях возникают картины борьбы человеческих страстей, изображаются противоречивые чувства, возникают портреты героев со сложным внутренним миром, в котором высокие нравственные качества не всегда берут верх над низменными побуждениями. Именно поэтому литературе позднего сентиментализма присущи не только чувствительность и мягкий юмор, но подчас и скептическая усмешка. Вначале развития англ. сентиментализма одним из основных жанров являлась лирика. Она служила наиболее подходящим способом для выражения эмоций и чувств личности. Наиболее характерный герой такой поэзии – человек, близкий к природе, её восторженный почитатель. Поэты воспевают одиночество человека, оставшегося наедине с самим собой, когда он перед лицом Бога размышляет о своих деяниях и прославляет красоту окружающей природы. Очень часто лирическим героем сентиментальной поэзии оказывается юноша-стихотворец. Ещё одна тема такой поэзии, неотделяемая от первой – суетность жизни, кратковременность её радостей и постоянство печалей. Герой размышляет о бренности всего живого. Скорбь по ушедшим смешивается со светлой грустью воспоминаний о них. Произведения о смерти и бренности всего живого на земле получают название «кладбищенской поэзии». Наиболее часто поэты синтементалисты пишут в жанре элегии. Торжественные оды и дидактические поэмы более их не привлекают.









Сейчас читают про: