Получение полной и качественной информации, которую можно использовать в практической работе или научном исследовании, зависит от правильной организации и постановки статистического наблюдения. В связи с этим практическому проведению статистического наблюдения предшествует работа по составлению плана, обеспечивающего сбор первичных данных.
Любое статистическое наблюдение проводится по заранее и детально разработанному плану, который состоит из программно – методологических и организационных вопросов (см. рис.2.1).
К программно - методологическим вопросам относятся:
1. Установление цели наблюдения.
2. Определение объекта и единицы наблюдения.
3.Выбор элемента совокупности.
4. Разработка программы наблюдения. Выбор вида и способа наблюдения.
Установление цели наблюдения определяется конкретными потребностями в статистических данных. Она должна быть сформулирована ясно, четко, с указанием конкретных задач, стоящим перед данным наблюдением. Например, целью переписи населения является установление численности постоянного и наличного населения в стране, областях, населенных пунктах, определение состава и структуры населения по различным признакам.
|
|
В соответствии с целью определяется объект и единица наблюдения. Объект наблюдения - совокупность социально - экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию. Следует четко определить его границы, существенные признаки и характерные черты. Так, при переписи населения необходимо установить, какое население подлежит регистрации: постоянное или наличное.
Для ограничения объекта наблюдения часто пользуются цензом, то есть рядом ограничительных признаков. Нечеткое определение объекта наблюдения, его границ приводит к искажению действительности.
Единица наблюдения — источник информации, первичная ячейка, от которой должны быть получены необходимые сведения. В отдельных случаях может быть две единицы наблюдения, например, при переписи населения учитываются признаки семьи и каждого ее члена.
Единица (элемент) совокупности - первичный элемент объекта наблюдения, который обладает признаками, подлежащими регистрации при проведении наблюдения. Единица наблюдения и единица совокупности могут совпадать.
Рисунок 2.1. План статистического наблюдения
Важным вопросом плана является составление программы, т.е. перечня признаков и показателей, подлежащих регистрации. Другими словами, это перечень вопросов, на которые должны быть получены ответы по каждой единице наблюдения.
В программу необходимо включать только те вопросы, которые необходимы, и ответы на которые будут использованы при разработке материалов или в контрольных целях. Вопросы должны быть сформулированы четко, кратко и ясно.
|
|
Ответы на вопросы программы регистрируются в статистических формулярах, которые имеют форму анкеты, карточки, бланка, опросного листа. Различают индивидуальный (карточный) и списочный формуляры.
Обязательным атрибутом каждого формуляра является адресная часть, в которой отражены время и место сбора информации. Для обеспечения правильных ответов на вопросы прилагается инструкция, т.е. письменные указания и разъяснения вопросов программы.
Организационная часть плана наблюдения определяет органы, место, время и сроки наблюдения и подготовительные работы.
Планом наблюдения четко определяются органы наблюдения, их права и обязанности, взаимоотношения между ними.
Местом наблюдения считается место, где непосредственно осуществляется регистрация признаков отдельных единиц. Место наблюдения необходимо определять точно. Например, при переписи регистрация осуществляется на месте проживания, а не на месте работы.
Время наблюдения - это время, к которому относятся регистрируемые события. Оно представляет собой определенный момент или период времени. Момент времени, к которому приурочены регистрируемые события, называется критическим. Например, критическим моментом переписи населения является 24 часа ночи.
Период, в течение которого регистрируются события, называется сроком наблюдения.
Подготовительные работы включают:
1. Расчет потребности в кадрах, их подбор и подготовку.
2.Составление списков всех обследуемых единиц.
3.Печать бланков, инструкций и другой документации.
4.Проведение разъяснительной работы и т.д.