Билет 15
Вечные» вопросы
Проблематика комедии «Горе от ума», актуальность во времени.
Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)
Замысел «Горя от ума» возникает у Грибоедова в 1816 году. Реакционный лагерь принял «Горе от ума» враждебно. В статьях Дмитриева и Писарева утверждалось, что содержание комедии не соответствует русской жизни. Комедия была объявлена простым подражанием иностранным пьесам. Язык комедии был назван жестоким, неровным и неправильным – лезгинским.
Восторженно встретили комедию декабристы. Для них она явилась художественным обобщением их собственных идей и чувств. «Горе от ума» было использовано декабристами для пропаганды их политических идей.
(1) Противоречие нового и старого в обществе
(2) Отношения отцов и детей (Фамусов и Софья)
(3) Отношение к службе (Чацкий, Молчалин)
(4) Отношение слуг и господ
(5) Отношение к ученью (Чацкий, Фамусов, Софья)
Комедия Грибоедова отразила в своем основном сюжетном конфликте столкновение двух лагерей - небольшой группы передового дворянства с сословием крепостников.
комедия двух параллельных интриг, личной и социальной
Чацкий вопрошает, требует, злословит, возмущается, негодует: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» Он с сарказмом бросает фразу: «И вот общественное мненье!»
Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант — умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах. Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.
В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.
Гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье...”, посвященное Анне Керн. Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, о “мимолетном видении”, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это сокровенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим чувством, что мы невольно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты. Всецело отдаваясь охватившему его чувству, поэт предает забвению мелкие житейские заботы, “тревоги шумной суеты”, считая их ничтожными, да и ненужными, когда речь идет о любви.
Поэт воссоздает иной настрой чувств и мыслей в период ссылки. В памяти его милые, небесные черты не стираются, а “голос нежный” все так же звучит, только, быть может, чуть более приглушенно. И вдруг, “душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты...”. И дальше — внезапно воскресшее чувство, порыв чувств, захвативших все существо поэта.
Удивительно, что самые обычные, привычные, часто употребляемые нами слова в стихотворении Пушкина дают ощущение необыкновенного счастья, радости, любви.
Среди жемчужин любовной лирики Пушкина выделяется еще одно стихотворение — “Я вас любил”. Кому посвящены эти строки? Онегиной? Наталье Гончаровой? Это осталось тайной поэта. Безусловным остается одно: то высокое чувство, пережитое и переданное нам поэтом, было и остается воплощением истинного благородства и человеческого достоинства. Эти строки — пример уважения свободы чувств любимой, истинного мужества любящего человека отказаться от своего счастья во имя счастья любимой.
Любовная лирика Пушкина — это отражение его жизни. Лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям(декабр.Пущину): восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.