double arrow

Билет 19


Мой Пушкин» (М. Цветаева) и «наше все» (Ап. Григорьев): мое отношение к А.Пушкину.

Что в себя включает определение «пушкинская плеяда» (А. Дельвиг, Д. Давыдов, П. Вяземский и др.).

Билет 18

Плеяда - это не кружок, не салон, не «школа». Это созвездие самостоятельных светил, которые способны жить сами по себе. Характеристика плеяды:

1) Культ жизнерадостности, гражданской независимости

2) не были актуальны славянофильские споры и жанровые привязанности (высокие-низкие стили)

3) античные сюжеты

4) воспевание русской жизни

5) народная тематика

6) «пушкинская» тема (стихи няне Пушкина и т.п.).

Баратынский– самый крупный поэт пушкинского круга. Родился в небогатой дворянской семье, воспитывался в Пажеском корпусе. В начале творческой деятельности сблизился с передовыми лит. кругами – Пушкиным и будущими дек-ми, что сразу же отразилось на его поэзии прогрессивными мотивами: утверждением свободной чел. личности, признанием ценности независимой мысли, культа возвышенной дружбы, служения высокому искусству. в некот. стихах начинают звучат полит. мотивы. Однако у Б. была не очень прочная связь с освободительным движением. Его отрицание крепостничества носило пассивный характер, и к активным действиям он не переходил. После подавления декабристов у Б. случился творческий кризис. Он сблизился с любомудрами и перешел в область философской лирики. Ее основная тема – судьба поэта-мечтателя в новой обществ. обстановке, характеризующейся ростом «промышленных интересов». Он осуждал капит тенденции.




Дельвиг-еще один поэт Пушкинской плеяды. Его творчество сложилось на традиции «легкой жизни». Вместе с Пушкиным он издавал альманах «Северные цветы» и «Литературную газету». Занимался разработкой жанра идиллии, воссоздавая мир античности. Сильно старался Д. в жанре «рус. песни». В этих песнях идеология дворянства нередко вступают в противоречие с мироощущением и поэтикой нар. творчества, на кот. ориентировался Д., но уже нет ни сентиментальности, ни пасторальности. Д. уже приближается к романтическому пониманию этого жанра. Долго работал над разработкой сонетов, к-рые входят в состав его камерной лирики.

Давыдов: Принимал активное участие в войне 1812, был одним из инициаторов партизанского движения. Свою творческую карьеру начал с басен. Как поэт пришел в лит-ру со своим лирическим героем, жанром и стилем. Основная тема – военная, но он подошел к ней с необычной стороны. В эмоциональной поэзии раскрываются быт и психология воина. Опираясь на свой жизненный опыт, он создает образ гусара. Это «гусарство» определило и особые формы его поэзии – жанр «гусарской» песни, свободной от официальной героики и декламационно-патриотического стиля. Нарочитая простота в трактовке военной тематики открывала в его песни доступ просторечию, военному фольклору.Этот демократический стиль сближал произведения Давыдова и Крылова. Д. работал и над элегиями и дружескими посланиями, все в той же манере «гусарства».



Вяземский: обращается к общественно-полит. темам. В своих критич. статьях выступал защитником и истолкователем прогрессивного романтизма в рус. лит. Способствовал сближению поэзии с реальностью, с миром конкретных чел. переживаний. Хоть он и был участником романтического движения, в своей поэзии стоял на позициях прогрессивного, но не рев. романтизма.

Замысел «Моего Пушкина»:«Мне, например, страшно хочется написать о Пушкине — Мой Пушкин — дошкольный, хрестоматийный, тайком читанный, — юношеский — мой Пушкин — через всю жизнь».

В произведении «Мой Пушкин» Марина Цветаева придает большое значение своей детской встрече с сыном А. С. Пушкина Александром, когда он пришел с визитом в «трехпрудный дом» ее родителей. В рассказе об этом событии она передает свое детское восприятие, когда Марина Цветаева «еще не знала, что Пушкин — Пушкин» и отождествляла его с памятником в Москве, для нее он был «Памятник - Пушкина». Из этого следовало, что в дом ее родителей «в гости приходил сын Памятник- Пушкина». Но скоро и неопределенная принадлежность сына стерлась: сын Памятник - Пушкина превратился в сам Памятник - Пушкина. «К нам в гости приходил сам Памятник - Пушкина».



Кто же такой А. С. Пушкин? В «Моем Пушкине» он имеет множество имен и определений «уводимый — Пушкин» после роковой дуэли; «Пушкин — поэт»; «Пушкин был мой первый поэт и первый поэт России»; «Пушкин — негр» (а «какой поэт из бывших и сущих не негр?»); « Пушкин — Памятник - Пушкина»; «Пушкин — Пушкин»; «Пушкин — символ»; «Пушкин есть факт, опрокидывающий теорию». И то, что некоторые из этих определений А. С. Пушкина противоречат друг другу, только подчеркивает Пушкинское величие, указывая на его всеобъемлющую, божественную природу. Кто, кроме бога, может быть и смертным человеком, и божеством; умершим и живым; фактом и символом; всегда оставаться самим собой, даже когда он «другой».

«Наше все» Аполлона Александровича Григорьева (1822— 1864): А Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками.

Вообще же не только в мире художественных, но и в мире общественных и нравственных наших сочувствий — Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономии».







Сейчас читают про: