А.Пушкин – романтик, его творческая эволюция («Черная шаль», «Свободы сеятель пустынный», «Телега жизни», «южные» поэмы и др.)

Билет 16

Славянофилы», «западники» и «любомудры»: философские основы и эстетические программы.

Накал социально-политической борьбы, знаменующей переходное время 40-х годов, убедительно отражается в спорах между славянофилами и западниками.

Славянофилы

- возникло как идейное течение в начале 30-х годов

- не отличалось единством взглядов

- выражали буржуазно-помещичью, либерально-консервативную идеологию

- Деятели: Хомяков, Киреевский, Аксаков, Кошелев, Самарин

- отстаивали самостоятельный путь развития России, минуя капитализм, революционные перевороты, социализм

- не принимали реформ Петра 1, приведших, по их мнению, к разрыву народа с властью

- Явно переоценивали роль общины и коллективистских начал в русской жизни

- идеализировали патриархальную «допетровскую» эпоху

- воспринимали русский народ как аполитичный, чуждый классовой борьбы, проникнутый общинным, религиозным духом

- отрицали материализм, исповедуя идеализм (опирались идейно на позднего Шеллинга)

- противники конституции и формальных ограничений монархии

- высказывались за отмену крепостнической системы хозяйствования

- внимание к народы, его культуре, традициям. Их критиковал Белинский.

Западники

- стояли на либерально-демократических позициях

- высоко ценили реформы Петра

- считали, что Россия должна развиваться по пути капитализма

- отрицали (большинство) методы революционного переворота

- ликвидация крепостничества путем реформ

- представители: Грановский, Редкин, Чаадаев, Анненков, Боткин.

- переоценивали капиталистический строй

Поиск нового мировоззрения в 1820г. принимает и др. направление. В 1823 году в Москве возник философский кружок «Общество любомудрия» во главе с Одоевским и Веневитиновым. Это общество считало своей задачей построить цельную философскую систему как основу всего знания. Представители обратились к изучению немецкой философии (Кант).После событий 1825 года 14 декабря «любомудры» прекратили свои заседания.

Бо-во замечаний и выск-ний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 гг., когда были завершены или завершались южные поэмы (в 1824 г. были написаны "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан","Цыганы").Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиб. распространенными определениями романтизма. Взгляды Пушкина на романтизм были прежде всего антиклассическими. Он утверждал, что романтическая школа "есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства". Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы. Пушкин теоретически определял романтизм как отказ от старых классических лит. форм, включал в интеллектуально-психологическую сферу романтизма необыкновенное, поднимающее человека над повседневностью. Пушкин хотел нарисовать в своих романтич. произ-ях именно соврем. героя. В " равнодушии к жизни, к её наслаждениям", в "преждевременной старости души" он видел "отличительные черты" " молодёжи 19 в". Впервые в рус. романтич. лит-ре Пушкин создаёт образ современ. героя, живущего интересами и волнениями своего века. Этим объясняется успех пушкинских "южных поэм". В противоречивом внутреннем мире их главных героев и в их необычайной судьбе современники узнавали самих себя.Первая романтическая поэма Пушкина-"Кавказский пленник" (1821) принесла ему успех, наибольший в его лит. деят-сти. Успех был вызван тем, что читатели находили в ней образ современного романтического героя, отсутствовавший в допушкинской лит-ре.Осн. психологич. черты заглавного героя поэмы были в высшей степени современными. В Пленнике живёт яркое и смелое вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому, что ищет свободы, которой нет в неудовлетворяющем его "свете"- в цивилизованном обществе

2.Философско-эстетическая полемика «славянофилов» и «западников»

Накал социально-политической борьбы, знаменующей переходное время 40-х годов, убедительно отражается в спорах между славянофилами и западниками.

Славянофилы

- возникло как идейное течение в начале 30-х годов

- не отличалось единством взглядов

- выражали буржуазно-помещичью, либерально-консервативную идеологию

- Деятели: Хомяков, Киреевский, Аксаков, Кошелев, Самарин

- отстаивали самостоятельный путь развития России, минуя капитализм, революционные перевороты, социализм

- не принимали реформ Петра 1, приведших, по их мнению, к разрыву народа с властью

- Явно переоценивали роль общины и коллективистских начал в русской жизни

- идеализировали патриархальную «допетровскую» эпоху

- воспринимали русский народ как аполитичный, чуждый классовой борьбы, проникнутый общинным, религиозным духом

- отрицали материализм, исповедуя идеализм (опирались идейно на позднего Шеллинга)

- противники конституции и формальных ограничений монархии

- высказывались за отмену крепостнической системы хозяйствования

- внимание к народы, его культуре, традициям. Их критиковал Белинский.

Западники

- стояли на либерально-демократических позициях

- высоко ценили реформы Петра

- считали, что Россия должна развиваться по пути капитализма

- отрицали (большинство) методы революционного переворота

- ликвидация крепостничества путем реформ

- представители: Грановский, Редкин, Чаадаев, Анненков, Боткин.

- переоценивали капиталистический строй


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: