Билет 16
Славянофилы», «западники» и «любомудры»: философские основы и эстетические программы.
Накал социально-политической борьбы, знаменующей переходное время 40-х годов, убедительно отражается в спорах между славянофилами и западниками.
Славянофилы
- возникло как идейное течение в начале 30-х годов
- не отличалось единством взглядов
- выражали буржуазно-помещичью, либерально-консервативную идеологию
- Деятели: Хомяков, Киреевский, Аксаков, Кошелев, Самарин
- отстаивали самостоятельный путь развития России, минуя капитализм, революционные перевороты, социализм
- не принимали реформ Петра 1, приведших, по их мнению, к разрыву народа с властью
- Явно переоценивали роль общины и коллективистских начал в русской жизни
- идеализировали патриархальную «допетровскую» эпоху
- воспринимали русский народ как аполитичный, чуждый классовой борьбы, проникнутый общинным, религиозным духом
- отрицали материализм, исповедуя идеализм (опирались идейно на позднего Шеллинга)
- противники конституции и формальных ограничений монархии
- высказывались за отмену крепостнической системы хозяйствования
- внимание к народы, его культуре, традициям. Их критиковал Белинский.
Западники
- стояли на либерально-демократических позициях
- высоко ценили реформы Петра
- считали, что Россия должна развиваться по пути капитализма
- отрицали (большинство) методы революционного переворота
- ликвидация крепостничества путем реформ
- представители: Грановский, Редкин, Чаадаев, Анненков, Боткин.
- переоценивали капиталистический строй
Поиск нового мировоззрения в 1820г. принимает и др. направление. В 1823 году в Москве возник философский кружок «Общество любомудрия» во главе с Одоевским и Веневитиновым. Это общество считало своей задачей построить цельную философскую систему как основу всего знания. Представители обратились к изучению немецкой философии (Кант).После событий 1825 года 14 декабря «любомудры» прекратили свои заседания.
Бо-во замечаний и выск-ний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 гг., когда были завершены или завершались южные поэмы (в 1824 г. были написаны "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан","Цыганы").Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиб. распространенными определениями романтизма. Взгляды Пушкина на романтизм были прежде всего антиклассическими. Он утверждал, что романтическая школа "есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства". Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы. Пушкин теоретически определял романтизм как отказ от старых классических лит. форм, включал в интеллектуально-психологическую сферу романтизма необыкновенное, поднимающее человека над повседневностью. Пушкин хотел нарисовать в своих романтич. произ-ях именно соврем. героя. В " равнодушии к жизни, к её наслаждениям", в "преждевременной старости души" он видел "отличительные черты" " молодёжи 19 в". Впервые в рус. романтич. лит-ре Пушкин создаёт образ современ. героя, живущего интересами и волнениями своего века. Этим объясняется успех пушкинских "южных поэм". В противоречивом внутреннем мире их главных героев и в их необычайной судьбе современники узнавали самих себя.Первая романтическая поэма Пушкина-"Кавказский пленник" (1821) принесла ему успех, наибольший в его лит. деят-сти. Успех был вызван тем, что читатели находили в ней образ современного романтического героя, отсутствовавший в допушкинской лит-ре.Осн. психологич. черты заглавного героя поэмы были в высшей степени современными. В Пленнике живёт яркое и смелое вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому, что ищет свободы, которой нет в неудовлетворяющем его "свете"- в цивилизованном обществе
2.Философско-эстетическая полемика «славянофилов» и «западников»
Накал социально-политической борьбы, знаменующей переходное время 40-х годов, убедительно отражается в спорах между славянофилами и западниками.
Славянофилы
- возникло как идейное течение в начале 30-х годов
- не отличалось единством взглядов
- выражали буржуазно-помещичью, либерально-консервативную идеологию
- Деятели: Хомяков, Киреевский, Аксаков, Кошелев, Самарин
- отстаивали самостоятельный путь развития России, минуя капитализм, революционные перевороты, социализм
- не принимали реформ Петра 1, приведших, по их мнению, к разрыву народа с властью
- Явно переоценивали роль общины и коллективистских начал в русской жизни
- идеализировали патриархальную «допетровскую» эпоху
- воспринимали русский народ как аполитичный, чуждый классовой борьбы, проникнутый общинным, религиозным духом
- отрицали материализм, исповедуя идеализм (опирались идейно на позднего Шеллинга)
- противники конституции и формальных ограничений монархии
- высказывались за отмену крепостнической системы хозяйствования
- внимание к народы, его культуре, традициям. Их критиковал Белинский.
Западники
- стояли на либерально-демократических позициях
- высоко ценили реформы Петра
- считали, что Россия должна развиваться по пути капитализма
- отрицали (большинство) методы революционного переворота
- ликвидация крепостничества путем реформ
- представители: Грановский, Редкин, Чаадаев, Анненков, Боткин.
- переоценивали капиталистический строй