Этапы творческого пути Александра Пушкина: от постклассицизма через «высокий» романтизм и к реализму.
Билет 17
Переодизация творчества Пушкина (по учебнику Кулешова):
1. 1812-1817 – лицейское творчество, пора ученичества и становления, пронизана мотивами быстротеч жизни, к-рая диктовала жажду наслаждения радостями бытия. Лирика ещё подражательна, полна лит штампов, тем не менее уже тогда начинающий поэт выбирает свой путь.
2. 1817-1820 – петербургский период(гражданский романтизм)
3. 1820-1823 – период южной ссылки(«байронический» романтизм и духовный кризис)
4. 1824-1826 – ссылка в Михайловское (движение от романтизма к реализму, работа на «Евгением Онегиным» и «Борисом Годуновым»
5. 1826-1831 – освобождение из ссылки, движение по широкому пути реализма. Период самореализации Пушкина,(стихотворения «Стансы», «Друзья», «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «Пророк», «Арап Петра Великого», «Полтава», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина».
6. 1831-1833 – женитьба, перемены в личной жизни, новые горизонты в реализме, период поисков народности, историзма: «Русалка», «Медный всадник»
7. 1834-1837 – еще более широкие горизонты реализма: «Пиковая дама», «Капитанская дочка»
Тематический диапозон лирики Пушкина:
-гражданская\политическая\патриотическая
-пейзажная
-философская
-любовная
-религиозно-философская
-эротическая
Источники вдохновения:
-нац.история,нац-освободительная борьба
-нар.поэтич.творч
-психологич.бытописание
Лишний человек - человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на государственной службе. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению.
Чацкий: Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорецких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Вступает в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Кроме того Чацкий, спустя 3 года путешествий, обретает цель в жизни — “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя — приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится.
Онегин "эгоистом поневоле": Хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя от "света пустого", он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло, да и привычки к труду у него нет. Попытка борьбы с "душевной пустотой" посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их. И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди. Он заменил «ярем оброком» и всё. Он везде чувствует себя чужим и лишним: отверг любовь Татьяны, пресытившись светскими дамами. Дружба с Ленским закончилась трагически, Онегин убил его на дуэли.
Печорин - жертва знатных людей. Он с детства стал жестоким (в дневе написал, что его никто не любил, не ласкал, никто ему не верил), злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь. П. пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела, которые он начинает, обречены на провал. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Ни с кем не дружит, никого не любит. Ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь. Он сам признается, что «сделался нравственным калекой».