double arrow

Фантастика и реализм в «Пиковой даме» и «Гробовщике»


А. Баратынский: творческий путь, тематическое и жанровое своеобразие лирики. Философичность сб. «Сумерки».

Баратынский-выходец из небогатой дворянской семьи. Воспитывался в Пажеском корпусе. С товарищами создал «общество мстителей» и стали придумывать рискованные проказы. Материальные затруднения заставили начали военную службу. Пять лет в качестве офицера пробыл в Финляндии. При вступлении в лит.сближается с декабристами и Пушкиным. В поэзии утверждает свободу личности, культ дружбы. Однако у Б. была не очень прочная связь с освободительным движением. Хоть он и принадлежал к лагерю прогрессивных романтиков, все же имел с ними глубокие расхождения. Например его отрицание крепостничества носило пассивный характер, и к активным действиям он не переходил. Его гражданская скорбь не порождала у него нестроений полит. протеста. Но Б. не ограничивается элегическим раздумьем о бренности славы, а утверждает как высшую ценность чел. личность, бесстрашие перед судьбой, любовь к жизни. После подавления декабристов у Б. случился творческий кризис. Он сблизился с любомудами и перешел в область философской лирики. Ее основная тема – судьба поэта-мечтателя в новой обществ. обстановке, характеризующейся ростом «промышленных интересов». Он осуждал капит тенденции. Ему казалось, что новый обществ. уклад принесет гибель духовной культуре человечества.




Творческий путь:

1818-1824-ранний период, преобладает жанр-элегия-от любовной до медиативной лирики

1824-1827-кризис жанра элегии и переход от описательной поэмы к романтическим поэмам: «Эда»

1827-1839-освоение новых поэтических тем и лирических жанров, угасание жанра поэмы: «Цыганка»

Язык Б. отличается «высоким» словарем, архаические слова и обороты, неологизмы на архаический лад.

Свойственны:

-темы философского характера

-темы великой скорби

-одиночества

-прославление смерти как разрешение всех целей

Фантастика и реализм в «Пиковой даме» и «Гробовщике».Знаком с большим числом фантастических повестей был великий русский писатель А. С. Пушкин. Почему повесть «Пиковая дама» фантастична? Здесь хотелось бы напомнить мнение Г. А. Гуковского: “Фантастика и азарт, неестественные события и дикая игра случая, возносящая во мгновение ока одного и низвергающая другого, бред и истерическое безумие игры становятся как бы образцами ультра современности 1830-тых годов, этого времени бездумной и бессмысленной власти денег”. Литература искала путей художественного воплощения и законов нового общества и его образа жизни, объяснения и раскрытия внутренних закономерностей буржуазного правопорядка, непонятных для людей, которые своё непонимание и незнание подменяют верой в действие каких-то чудесных сил. Поэтому у Пушкина “Пиковая дама” - и фантастическая, и нефантастическая повесть; веры в потустороннее в ней нет, но колорит фантастического мрачного безумия и дикой денежной игры в ней есть. Фантастическое использовано как идеологическая характеристика столичного дворянства 1830-того года. “Дух времени” проявлялся в отказе от идейного наследства героического поколения дворян 1810-1820-тых годов, в усилении веры в чудесное, в распространении мистики, спиритизма.В 1831-ов году у А. С. Пушкина появляются пять повестей, объединённые общим название “Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.” Одна из повестей заслуживает особенного внимания.«Гробовщик» окончен в Болдине девятого сентября 1830-того года. Повесть Пушкина, как это видно из её названия, - это повесть о гробовщике как таковом. Московский ремесленник Адриян Прохоров, его быт, его характер, его радости и заботы оказываются в центре внимания автора. В сновидении Адрияна «люди, погребённые его стараниями», не питают злобы к старому гробовщику. Все они охотно поддались на его приглашение, окружают Прохорова с поклонами и приветствиями.В мертвецах, как в зеркале отражаются социальные отношения, которые существуют среди живых. Пережитое во сне потрясение открывает Андрияну, что живому место среди живых. Ещё недавно героя удручало состояние его “дела”, беспокоила мысль об удалённости нового его дома от Разгуляя, где ожидался хороший подряд Оскорбленный и рассерженный новыми своими соседями, гробовщик готов был предпочесть обществу обидчиков общество мертвецов. Ночной кошмар заставил героя оценить и солнечный свет, и дружелюбие соседей, слышащее в болтовне хлопотливой работницы, и семейный самовар, за которым вместе с дочерьми он будет и впредь коротать свои досуги. Ужас сна побудил Адрияна воздать должное живой жизни и весело отозваться на радости простого земного бытия, которые были скрыты от него за деловой суетой, расчетами выгоды, мелкими дрязгами и заботами. Замороченный тяготами своего существования человек поднялся над мелочами жизни, воспрянул духом, заново увидел мир, людей и себя в этом мире. И в этот момент повествователь расстаётся со своим героем, расстаётся, убедившись, что “новоселье” не прошло для него впустую.Новый тип фантастики выражает в повести Пушкина новое видение русской истории и современной общественной жизни.











Сейчас читают про: