Понятие дидактики, ее объект, предмет, задачи, функции, специфика дидактики высшей школы

С практикой обучения мы сталкиваемся повсюду. Каждый человек учится сам и обучает других постоянно. Даже маленький ребенок не только учится, но и пытается учить других, например, объясняя правила игры. И уже на этом уровне можно говорить о некоторых требованиях к объясняющему, к слушающему, к последовательности объяснения и т.п., от которых зависит эффективность происходящего обучения. Что же тогда можно сказать об обучении в учебном учреждении, где усиливается уровень требований к процессу и результату обучения? В школе, техникуме, вузе, в условиях переподготовки кадров на производстве для повышения квалификации обучение должно осуществляться уже не стихийно и случайно, а целенаправленно, планомерно, систематически, с учетом ряда необходимых условий (содержания, средств, методов, особенностей коммуникации между педагогом и обучаемым). По сути – нужна полноценная научная теория, на основе концептуальных положений которой строится модель обучения. Построением такой теории и занимается дидактика.

Дидактика – отрасль педагогики, изучающая обучение как процесс взаимосвязанных преподавания и учения, а также исследующая закономерности, цели, содержание, методы, особенности организации процесса обучения.

Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» - поучающий и «didasko» - изучающий. Считается, что этот термин был введен в употребление в 1613 году немецким языковедом и педагогом Вольфгангом Ратке. Первой фундаментальной работой по теории обучения является «Великая дидактика» Я.А. Коменского (1657).

Коменский поставил перед собой обширную цель в этой работе, сам подчеркивал, что только делает попытку создать универсальную теорию обучения. Приведем для иллюстрации название труда Коменского, где зафиксированы цели его работы:

ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА,

содержащая универсальное искусство учить всех всему,

или

верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполнятся благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни,

КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО,

где для всего, что предлагается,

ОСНОВАНИЯ почерпаются из самой природы вещей;

ИСТИННОСТЬ подтверждается параллельными примерами из области механических искусств;

ПОРЯДОК распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается

ЛЕГКИЙ И ВЕРНЫЙ ПУТЬ для удачного осуществления этого на практике.

Дидактика как отрасль педагогики изучает закономерности, действующие в сфере обучения, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы, средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Отсюда вытекают основные функции дидактики:

1. Научно-теоретическая – изучение закономерных связей между различными сторонами процесса обучения, раскрытие сущностных характеристик структурных и содержательных элементов процесса обучения.

2. Нормативно-прикладная определение содержания, возможных методов и средств обучения, конструирование новых образовательных технологий.

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения - вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных дисциплин (например, методика преподавания геометрии, методика преподавания философии и т.д.).

Отрасль педагогики, занимающаяся процессом обучения в высшей школе, изучающая закономерности, принципы, основные составляющие высшего образования называется дидактикой высшей школы.

В отличие от общей дидактики, дидактика высшей школы решает следующие проблемы:

Раскрывая область действия дидактики, В. Андреев [3] предлагает следующую таблицу:

Дидактические вопросы, задачи Что исследуется, разрабатывается?
Для чего учить? Цели образования, обучения.
Чему учить? Содержание образования, обучения.
Как учить? Методы обучения (преподавания и учения).
Как организовать обучение? Формы организации обучения.
С помощью чего осуществлять обучение? Учебники, учебные пособия, дидактический материал, обучающие программы и др.
Как оценивать и контролировать результаты обучения? Методы контроля и оценки результатов обучения
Что достигается в результате обучения? Критерии и показатели, характеризующие результаты обучения.
Какие подходы, стратегии обучения наиболее эффективны? Принципы обучения и их система.

1. Обоснование специфических целей высшего образования.

2. Обоснование социальных функций высшей школы.

3. Обоснование содержания высшего образования.

4. Обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе и осуществления учебной деятельности.

5. Определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: