Основные типы учебных заведений,
Основным типом среднего учреждения образования является средняя общеобразовательная школа трех ступеней: I — начальная; II — основная, обеспечивающая базовое образование; ІІІ — старшая школа, обеспечивающая полное среднее образование.
Специализированная школа обеспечивает углубленное изучение одного или нескольких курсов учащимися от 6—7 до 17—18 лет и от 11—12 до 17—18 лет.
Гимназия — среднее учебное заведение образования второй и третьей ступени, обеспечивает общекультурную, научно-теоретическую, гуманитарную подготовку одаренных и способных детей.
Коллегиум — среднее учреждение образования, обеспечивающее помимо государственного образовательного минимума гуманитарную, общественно-гуманитарную, гуманитарно-научную подготовку талантливой молодежи определенного региона или всей Украины. В коллегиум учащиеся зачисляются, как правило, после окончания школы II ступени.
Лицей — среднее учебное заведение, обеспечивающее государственный общеобразовательный минимум и осуществляющее научно-практическую подготовку способной и одаренной ученической молодежи. Лицей работает с учащимися, которые окончили 8 классов общеобразовательной школы (4 класса гимназии).
В соответствии с образовательно-квалификационным уровнем подготовки студентов, способами реализации образовательно-профессиональных программ, социальными функциями в системе образования могут действовать высшие учебные заведения таких уровней аккредитации*:
*Аккредитация учебного заведения — это официальное определение ею права организовывать свою деятельность на уровне государственных требований и стандартов. Образовательная цель аккредитации состоит в определении возможностей учебного заведения осуществлять подготовку кадров определенного уровня квалификации и присвоении ему определенного статуса. Основными принципами аккредитации являются ориентация на передовые, постоянно обновляющиеся стандарты качества высшей школы; периодичность и гласность; достоверность и объективность; авторитетность и независимость. По результатам аккредитации высшему учебному заведению предоставляется право присваивать выпускникам квалификацию определенного уровня и выдавать диплом установленного государством образца.
Учебные заведения I уровня аккредитации (техникумы, училища и другие приравненные к ним) готовят младших специалистов на базе среднего образования и на основе базового образования гарантируют получение среднего образования и присвоение квалификации младшего специалиста.
Высшие учебные заведения II уровня аккредитации (колледжи и другие приравненные к ним по результатам аккредитации) готовят специалистов на основе полного среднего образования с присвоением квалификации младшего специалиста, бакалавра.
Высшие учебные заведения III—IV уровней аккредитации готовят специалистов на основе полного среднего образования с присвоением квалификации бакалавра, специалиста, магистра; на основе высшего образования — с присуждением научных степеней кандидата и доктора наук в установленном порядке.
В соответствии со статусом учебного заведения его выпускники получают документы определенного образца, установленного государством. По окончании базовой школы, музыкальной, художественной и других учебных заведений этого типа выдается свидетельство; по окончании полной средней общеобразовательной школы, гимназии, лицея, специализированных школ — аттестат; по окончании техникумов, колледжей, институтов, академий, университетов и других приравненных к ним учебных заведений — диплом установленного государством образца.
Последипломное образование включает стажировку, клиническую ординатуру, повышение квалификации и переподготовку кадров. Его целью является углубление теоретической, специальной подготовки специалистов, в первую очередь по профилирующим дисциплинам, ознакомление их с новейшими технологиями, перспективами развития и организации производства, современным оборудованием, овладение математическими методами научных исследований и т.п.
Работа по последипломному образованию проводится по соответственно составленным образовательно-профессиональным программам (стажировка — по индивидуально составленной программе, исходящей из общих требований по повышению квалификации), которые разрабатываются и контролируются профессионально-техническими и высшими учебными заведениями соответствующего уровня аккредитации. Нормативный срок обучения определяется программой. Лица, успешно окончившие переподготовку, получают документы установленного образца. Стажеры представляют на место своей работы отчет о работе и отзыв учреждения, где проходила стажировка.