Общие положения
КОДЕКС ЧЕСТИ ВОЖАТОГО
Реформирование высшей школы в Республике Беларусь
Направления реформирования средней общеобразовательной школы
Направления реформирования системы среднего и высшего образования в Республике Беларусь
Главная цель обучения и воспитания в Республике Беларусь — становление и развитие образованной, творческой, национально сознательной, нравственной и физически здоровой личности; передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры.
Реформирование средней общеобразовательной школы в Республике Беларусь
Переход к оптимальным срокам обучения (11 лет)
Переход на новое содержание и технологию обучения, определение базового компонента общего образования
Изменение организационной структуры школы
Совершенствование системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников
Цели реформы:
- повышение качества и конкурентоспосооности высшего образования в условиях его массовости и интеграции в мировое образовательное пространство
- Направления реформирования высшей школы
- Переход к двухступенчатой модели подготовки
- Подготовка дипломированных специалистов + магистратура 4+2 /5+1
Дипломированный специалист- исполнитель/самостоятельный работник
Магистр - исследователь, преподаватель/руководитель
- Внедрение блочно-модульного подхода к построению содержания обучения, широкое использование проектно-исследовательских и информационных технологий обучения, увеличение доли самостоятельной работы студентов
- Создание нормативно-правового, учебно-методического, кадрового, материально-технического, финансового обеспечения подготовки специалистов
Данный Кодекс распространяется на все виды профессиональной деятельности вожатого.
Целью Кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности вожатого. Кодекс должен служить вожатому ориентиром при планировании и построении работы с детьми, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности вожатого. Кодекс призван укрепить авторитет профессии вожатого.
В задачи Кодекса входит характеристика основных этических норм и правил, которыми руководствуются вожатые в своей деятельности.
Кодекс содержит директивы для педагогических работников (вожатых и воспитателей) детских учреждений (ДУ).
Положения Кодекса ориентируют вожатых выстраивать свою деятельность с учётом интересов ребёнка.
Кодекс требует от вожатых исполнять свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами.
Согласие с Кодексом, его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к работе вожатым.
Задачи вожатого в детском учреждении
Отвечать за физическое, социальное, психологическое, эмоциональное, материальное благополучие детей в период работы в детском учреждении (ДУ).
Вожатый обязан:
· следить за здоровьем и гигиеной воспитанников;
· проводить с детьми инструктаж по технике безопасности, не создавать ситуации, при которых возможно получение травм, знать, где находятся все его подопечные в любой момент времени, всегда быть в доступном для ребят месте;
· соблюдать дисциплину, составить чёткий распорядок в отряде и следить за его выполнением, не быть безразличным к недисциплинированности детей, к оскорблениям по отношению к детям со стороны других детей;
· не создавать ситуации, при которых возможно психологическое травмирование детей, не применять манипулятивные техники и рукоприкладство, агрессивные и жёсткие методики, а также методики, в которых вожатый некомпетентен (например, психологические, медицинские, парапсихологические и т.п.);
· создавать для детей ситуацию успеха в индивидуальной и коллективной деятельности, обеспечивать условия для развития чувства эмоционального комфорта.
Обеспечивать личностный рост каждого ребёнка.
Вожатый не имеет права выделять «любимчиков» в отряде; каждый из детей заслуживает индивидуального внимания, каждый ребёнок особенный по-своему, и не следует предполагать, что кто-то из детей самый лучший.
Вожатому следует:
· знать об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, развивать в ребёнке позитивное восприятие его способностей;
· помогать ребёнку строить собственные планы и давать ему возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них;
· учить ребёнка общаться со взрослыми любого возраста;
· воспринимать вопросы и высказывания ребёнка всерьёз;
· создавать условия, при которых учитывается мнение детей, давать возможность высказаться каждому;
· хвалить ребёнка только за конкретные успехи и поступки.
Сплачивать детский коллектив.
Вожатый обязан организовывать досуг детей, проводить мероприятия для сплочения отряда.
Вожатый должен знать специфику межличностных отношений в отряде, решать детские конфликты.
Вожатому нельзя держаться изолированно от детей, даже под предлогом необходимости давать детям свободу.
Содействовать успешной реализации программы.
Вожатый должен:
· проводить мероприятия во вверенной ему группе детей согласно утвержденной ДУ программе;
· привлекать к участию детей и участвовать самому во всех мероприятиях, проводимых администрацией ДУ для детей.
Вожатому следует проявлять инициативу в подготовке мероприятий и выступлений детей.
Вожатый не имеет права критиковать программу, реализуемую в ДУ, и отдельные мероприятия в присутствии детей.
Сплачивать педагогический коллектив.
Вожатый не должен создавать стрессовых и конфликтных ситуаций для детей и коллег.
Вожатый руководствуется совместно поставленными общими целями, участвует в общественной жизни педагогического коллектива ДУ.