Уровни методологии педагогики

Методология педагогической науки.

Не только педагоги-практики, но и исследователи нередко за понятием «методология» видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от образовательной практики. Между тем методология в его философском определении понимается как учение о научных методах познания. В современной литературе под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах. Методология педагогики указывает на то, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. Такие знания необходимы каждому педагогу. Преподавателю необходимо иметь представление и определенные знания об уровнях методологической культуры педагогических работников, о методологии педагогики и уметь использовать эти знания в своей деятельности по преодолению проблем и в практическом применении при появлении различных педагогических проблем.

Под методологией науки понимается совокупность исходных фило­софских идей, которые лежат в основе исследования природных или об­щественных явлений и которые решающим образом сказываются на тео­ретической интерпретации этих явлений.

Методология педагогики - это учение о педагогических знаниях, процессе их получения и практическом применении. Ведущие задачи методологии педагогики: определение и уточнение предмета педагогики и ее места среди других наук, важнейшей проблематики педагогических исследований;

- установление принципов и методов приобретения знаний о педагогиче­ской действительности;

- определение направлений развития педагогической теории;

- определение путей взаимодействия науки и практики, основных спосо­бов внедрения достижений науки в педагогическую практику;

- анализ зарубежных педагогических исследований.

Для того чтобы определить место методологии в общей системе методологического знания, нужно учесть, что различают несколько уровней методологии.

В педагогике выделяется несколько уровней методологии: философский, общенаучный и педагогический.

На философском уровне методологических процессов педагогической науки выявляются те задачи, которые решают проблемы взаимодействия социального и биологического, объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности, проблемы сущности воспитания и образования и т. д. Иначе говоря, те проблемы философии, решение которых определяет общее направление и способы педагогической познавательной и практической деятельности.

Общенаучные методологические проблемы определяются как задачи и проблемы поиска средств, форм и методов научного знания.

К педагогическим методологическим проблемам относятся проблемы методологии определения предмета педагогики, логики познания педагогических явлений и процедуры педагогических исследований.

Возможно изменение актуальности методологических проблем, которое зависит от педагогической практики, а также от ученых-исследователей, занимающихся проблемами изучения методологической науки.

Таким образом, методология педагогической науки представляет собой сложную систему различных компонентов, имеющую педагогический, общенаучный и философский уровни.

Зачем нужно знать методологию? Ученые считают, что без методологических знаний невозможно грамотно провести научное исследование. Такую грамотность дает овладение методологической культурой, в со­держание которой входят: методологическая рефлексия (уме­ние анализировать собственную научную деятельность), способ­ность к научному обоснованию, критическому осмыслению и твор­ческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.

Методологическая культура нужна не только научному работ­нику. В более общем смысле можно утверждать, что методологи­ческая культура - это культура мышления, основанная на мето­дологических знаниях. Ее необходимой частью является рефлек­сия. Такая культура мышления необходима практике не меньше, чем науке. Мыслительный акт, например в педагогическом про­цессе, направлен на решение возникающих в нем проблем, и здесь нельзя обойтись без рефлексии, т. е. размышлений о собственной деятельности.

Одно из свойств современного научного мышления - его методологичность, которую характеризуют как осознан­ное отношение к средствам и предпосылкам деятельности по формированию и совершенствованию научного знания.

Конечно, не является исключением и сама методология как область науки. Как и наука в целом, она имеет «деятельностный» аспект. Это не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по производству методологических знаний как дес­криптивного (описательного), так дескрептивного (нормативного) типа. Понятие «методологиче­ская деятельность» в конце XX в. введено в научный обиход.

Таким образом, методология - это не только «учение» как со­вокупность знаний, но и область познавательной деятельности.

Определение методологии педагогики уточняется и дополняется. Четкое определение в свое время было дано М.А. Даниловым, который сказал, что методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих... педагогическую дей­ствительность. Однако В.В. Краевский замечает, что хотя оно и правильное, но в нем не отражен деятельностный аспект самой методологии и потому следует добавить: а также система деятельности по получению таких знаний и обосно­ванию программ, логики и методов, оценке качества специально-на­учных педагогических исследований. Следовательно, в методологии педагогики различают как бы два аспекта - «знаниевое» и «деятельностное». Оба ее аспекта составляют единое целое в контексте реальной научной работы.

Исходя из уточнений и дополнений, сделанных в отношении к имеющим­ся определениям методологии педагогики, утверждается, что методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую дей­ствительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обосно­ванию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований.

В последние десятилетия методология получила существенное развитие. Прежде всего усилилась ее направленность на помощь исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Методология приобретает, как принято говорить, нормативную направленность, и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательской работы. Практически это означает, что общий ход развития методологии научного познания изменился. Еще в прошлом веке исследователь должен был обосновывать лишь полученный им результат. От него требовалось показать, что этот результат достигнут в соответствии с принятыми в данной области знания правилами и что он вписывается в более широкую систему знания. В настоящее время исследование, как правило, должно быть обосновано еще до его реализации. Нужно обозначить исходные положения, логику исследования, предполагаемый результат и способ получения этого результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: