Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы

В условиях конкуренции на рын­ке образовательных услуг качество подготовки специалистов становится главным показателем конкурентоспо­собности высшего учебного заведе­ния. Одним из основных факторов, влияющих на качество образователь­ного процесса, является уровень про­фессиональной компетентности пре­подавателя вуза.

Проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов высшего профессионального образования в последние десятилетия приобрела особое значение и выявила новые аспекты. Значительно изменился социальный статус преподавателя: из числа уважаемых и престижных профессия перешла в разряд непривлекательных, низкооплачиваемых. Оче­видным является противоречие: с одной стороны, преподавательская деятельность выполняет высокую миссию в информационном обществе, обладает значительным образовательным по­тенциалом, а с другой стороны - невысоким уровнем жизни, слабой мотивацией преподавателей к научно-исследовательской деятельности. Проблема усиливается сокращением инвестирования вузов в развитие профессионализма преподавателей: сокращаются либо вовсе отсутствуют рас­ходы на участие и поездки преподавателей на конференции с целью обмена опытом и повыше­ния квалификации. В научном сообществе эти вопросы активно обсуждаются, но «воз и ныне там» - практически слабо используются потенциальные внутренние возможности вузов.

В отечественной науке профессиональную компетентность рассматривают как определенное психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции; как наличие специального образования, широкой общей и специальной эруди­ции, постоянное повышение своей научно-профессиональной подготовки; как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к вы­полнению задач и обязанностей повседневной деятельности; как потенци­альную готовность решать задачи со знанием дела.

Что же такое компетентность?

Компетентность - это совокупность свойств (характеристик) личности, позволяющих ей качественно выпол­нять определенную деятельность, на­правленную на разрешение проблем (задач) в какой-либо отрасли. Кроме понятия «компетентность» различают близкое ему понятие «компетенция» (в научной литературе они часто упо­требляются как синонимы).

Компетенция - это то, на что пре­тендует человек, это круг вопросов в которых он хорошо осведомлен, об­ладает познаниями и опытом. Компе­тенция - это характеристика места, а не лица, т.е. параметр социальной роли человека. Если человек соответствует этому месту (социальной роли), то считается, что он обладает компетент­ностью по данному кругу вопросов.

Компетентность - это то, чего достиг конкретный специалист; она характе­ризует меру освоения компетенции и определяется способностью решать предписанные «местом» задачи.

Профессиональная компетентность преподавателя - это система знаний, умений и способностей, составляю­щих основу его профессиональной деятельности как педагога и ученого.

Целью повышения квалификации является рост профессионализма, который может быть достигнут в процессе решения следующих задач:

- мотивирование саморазвития, самообразования, профессионального роста, карьеры;

- повышение компетентности: социальной, психологической, педагогической, экономической, правовой, специальной и др.;

- развитие психологических свойств, профессионально важных качеств, коррекции про­фессиональных форм поведения;

- развитие аутокомпетентности (персональной компетентности) и корректировка профес­сионально-психологического профиля педагога;

- обеспечение условий саморазвития, самообразования и самоосуществления личности.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет мотивацию, которая влияет на его самочувствие, профессиональный рост.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: