Влияние психологических факторов на безопасность деятельности. Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность

Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность опасности.

Из факторов, устойчиво повышающих индивидуальную подверженность опасности, определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность. Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление.

В целом характер деятельности (затраты физических усилий, неудобная рабочая поза, неблагоприятный темп труда, монотонная работа, умственные и нервно-эмоциональные перегрузки, чрезмерное напряжение зрительного и слухового анализаторов, несоответствие орудий труда и рабочего места антропометрическим данным человека и т.п.) приводит к повышенному физическому к нервному утомлению, которое ослабляет психику, снижает чувствительность органов зрения и слуха, ухудшает координацию движений, быстроту и точность ориентации, притупляет бдительность и внимание, нарушает восприятие происходящего, снижает критический анализ видимых изменений обстановки и своих действий. Bсе это нередко создает предпосылки или является непосредственной причиной несчастных случаев или расстройства здоровья.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ДИНАМИКА

Работоспособность проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течение определенного времени.

Работоспособность проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течение определенного времени и обусловливается двумя основными группами факторов – внешними и внутренними.

Внешние – информационная структура сигналов (количество и форма представления информации), характеристика рабочей среды (удобство рабочего места, освещенность, температура и т.п.), взаимоотношения в коллективе.

Внутренние – уровень подготовки, тренированности, эмоциональная устойчивость.

Предел работоспособности – величина переменная. изменение ее во времени называют динамикой работоспособности.

Кривая работоспособности представлена на рис. 15. На ней выделено несколько фаз, которые характеризуются определенным функциональным состоянием органов и систем организма.

В начале рабочего дня человеку необходимо время, чтобы войти в работу, мобилизовать свой организм (фаза I).

, ч

Рис. 15. Кривые работоспособности человека

в течение рабочего дня:

1 – при наличии перерывов на активный отдых; 2 – без перерывов;
t1 и t2 – перерывы в работе

Фаза I – фаза мобилизации организма, субъективно выражается в обду-мывании предстоящей работы, вызывает определенные предрабочие сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующие характеру предстоящей нагрузки.

Вслед за этой фазой может следовать кратковременное незначительное снижение почти всех показателей функционального состояния (фаза II – фаза первичной реакции). Физиологический механизм этой фазы связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера раздражителей, поступающих в ЦНС.

фаза III является продолжением первой фазы и носит название фаза гиперкомпенсации – это фаза врабатывания, или стадия нарастающей работоспособности, т.е. период, в течение которого совершается переход от состояния покоя к рабочему, налаживается координация между участвующими в деятельности системами организма.

Фаза IV – фаза максимальной эффективности, длится от 2 до 3 ч в зависимости от тяжести труда. Организм человека нормально компенсирует рабочую нагрузку, поэтому этот период иначе называется фазой компенсации: показатели состояния систем и органов человека стабильны, деятельность осуществляется в режиме «динамического стереотипа»; пик работоспособности бывает между 2 и 3 ч работы.

При отсутствии перерывов и пауз для отдыха работоспособность начинает резко убывать после своего пика примерно на третьем часу работы (кривая 2).

Фаза V – фаза субкомпенсации. В этот период нарастает утомление, которое компенсируется за счет нагрузки на внутренние органы.

фаза VI – фаза декомпенсации, т.к. появляются ошибки в работе, функциональные нарушения и утомление.

фаза VII – фаза срыва. Происходит динамическое рассогласование организма и внешних условий, появляются ошибки и выполняются неверные действия.

Введение пауз и перерывов в работе радикально изменяет кривую работоспособности, существенно удлиняя период устойчивой эффективности работы (кривая 1, рис. 15). Суммарное время на активный отдых рекомендуется выделять в процентах от длительности смены: при физической работе 4…20 %, а при напряженном умственном труде и повышенном напряжении внимания и зрения – 14…25 %.

При работе нормальной тяжести первую паузу на отдых рекомендуется делать не ранее 2,5…3 ч от начала рабочего дня. При тяжелом физическом труде относительно короткие, но частые паузы на отдых эффективнее снимают утомление, чем длинная пауза той же общей продолжительности. При умственном труде эффективны длительные перерывы с переключением на физическую работу.

Обеденный перерыв удобно планировать между второй и последней третью времени смены, так как физиологические затраты на выполнение работы в эти часы возрастают. Перерыв в середине смены не является оптимальным.

После обеденного перерыва цикл фаз повторяется, но уровень работоспособности не достигает дообеденного. Перед окончанием работы возможно специфическое состояние, называемое стадией конечного порыва: срочно мобилизуются резервные силы организма, и работоспособность либо сохраняется на высоком уровне, либо повышается.

При организации трудового процесса необходимо учитывать характер работы. Для многих современных профессий характерен малоподвижный и монотонный труд. Малоподвижность и монотонность оказывают неблагоприятное влияние, усыпляют человека, способствуют заболеванию сердечно-сосудистой системы. Для предупреждения этих симптомов трудовой процесс организуют с учетом чередования различных видов трудовой деятельности человека и их интенсивности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: