Экспертиза промышленной безопасности. В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 9) организация, эксплуатирующая опасный

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 9) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

Одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, проектной документации, утвержденной Федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат (ст.13):

– проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

– здания и сооружения на опасном производственном объекте;

– технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

– декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией производственного объекта.

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности, безопасности является заключение.

Заключение экспертизы промышленной безопасности представленное в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или его территориальный орган рассматривается и утверждается или в установленном порядке.

Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с осуществлением других экспертиз в порядке установленном «Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.1998 г. № 64.

Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:

– предварительный этап;

– заявка, план-график, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы;

– процесс экспертизы;

– выдача заключения экспертизы.

Экспертиза промышленной безопасности – оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.

Объекты экспертизы – проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларации промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Система экспертизы промышленной безопасности – совокупность участников экспертизы промышленной безопасности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность.

1. Предварительный этап переговоров проводится для информирования заказчика о порядке проведения экспертизы, а также для обсуждения вопросов, качающихся проведения экспертизы, в том числе:

– содержание и ход экспертизы;

– подготовка к проведению экспертизы на месте (в случае необходимости);

– составление календарного плана.

2. Экспертиза проводится на основании договора между экспертной организацией и заказчиком. Договор оформляется после получения заявки заказчика на проведение экспертизы и предварительных переговоров. В договоре и прилагаемых к нему документах должны быть:

– определены договаривающиеся стороны;

– определены объекты экспертизы;

– приведен перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной технической документацией;

– подтверждено заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности, по принятию эксперта или группы эк4спертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от её результата;

– определены сроки проведения экспертизы.

Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией.

Экспертная организация приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих нормативных технических документов.

3. Процесс экспертизы включает подбор материалов и документации, необходимой для:

– проведения экспертизы объекта;

– назначения экспертов;

– проведения экспертизы.

4. Выдача заключения экспертизы. Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.

При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них.

Заключение экспертизы должно содержать:

– наименование заключения экспертизы;

– вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности;

– перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;

– данные о заказчике;

– цель экспертизы;

– сведения о рассмотренной в процессе экспертизы документации (проектной, конструкторской, эксплуатационной, ремонтной, декларации промышленной безопасности, оборудовании и др.) с указанием объема материалов, имеющие шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

– краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;

– результаты проведенной экспертизы;

– заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий;

– приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации).

Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации и передается заказчику.

Заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные управления Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

Особые требования к утверждению заключения экспертизы устанавливаются Госгортехнадзором России, как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом указанных Правил.

В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация немедленно ставит в известность Госгортехнадзор России или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта.

В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику должны быть представлены обоснованные ВЫВОДЫ:

– о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта (ведущего эксперта);

– о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований промышленной безопасности.

В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний.

Расследование, учет и анализ несчастных случаев (НС), аварий, пожаров, катастроф, стихийных бедствий – 2 ч.,

Тщательное расследование, выяснение обстоятельств и причин всех несчастных случаев (НС) на производстве дает основание для разработки и применения эффективных мер по ликвидации причин, вызывающих несчастные случаи и профилактики травматизма. Поэтому порядок расследования, оформления и учета НС четки определен законодательными и нормативно-правовыми актами.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве осуществляется в соответствии с Трудовым Кодексом (ст. 227-231) и «Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденным постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73, которые устанавливают порядок расследования и учета НС на производстве, обязательный для всех организаций, независимо от их организационно-правовой формы, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующих наемный труд (индивидуальные предприниматели).

Расследованию и учету в соответствии с Положением подлежат несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками и другими лицами (далее именуются – работники) при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя.

Оно распространяется на всех работников, исполняющих свои трудовые обязанности, в том числе на:

– работников, выполняющих работу по трудовому договору (контракту);

– граждан, выполняющих работу по гражданско-правовому договору;

– студентов и учащихся образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящих производственную практику в организациях;

– лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду администрацией организации;

– других лиц, участвующих с ведома работодателя (его представителя) в его производственной деятельности организации своим личным трудом, правоотношения которых не предполагают заключение трудовых договоров в том числе:

² членов семей работодателей – физических лиц (глав крестьянских, фермерских хозяйств);

² членов кооперативов, участников хозяйственных товариществ или иных обществ, работающих у них (в них) на собственный счет;

² граждан, привлекаемых по решению компетентных органов власти к выполнению общественно-полезных работ, либо мероприятий гражданского характера;

² военнослужащих, студентов, учащихся, направленных в организации для выполнения строительных, сельскохозяйственных и иных работ;

² работников, проходящих переобучение без отрыва от работы на основе заключенного с работодателем ученического договора.

Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть, если они произошли:

а) при непосредственном исполнении трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), в том числе во время служебной командировки, а также при совершении иных правомерных действий в интересах работодателя, в том числе направленных на предотвращение несчастных случаев, аварий, катастроф и иных ситуаций чрезвычайного характера;

б) на территории организации, других объектах и площадях, закрепленных за организацией на правах владения либо аренды (далее – территория организации), либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), в том числе во время рабочего времени (включая установленные перерывы), в том числе во время следования на рабочее место (с рабочего места), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом и после окончания работы, либо при выполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

в) при следовании к месту работы или с работы на транспортном средстве работодателя или сторонней организации, представившей его на основании договора с работодателем, а также на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с документально оформленным соглашением сторон трудового договора или объективно подтвержденным распоряжением работодателя (его представителя) либо с его ведома;

г) во время служебных поездок на общественном транспорте, а также при следовании по заданию работодателя (его представителя) к месту выполнения работ и обратно, в том числе пешком;

д) при следовании к месту служебной командировки и обратно;

е) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на автотранспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и др.);

ж) во время междусменного отдыха при работе вахтовым методом, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном и др.) в свободное от вахты и судовых работ время;

з) при привлечении в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварий и других чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминогенного и иного характера.

В установленном порядке расследуются также несчастные случаи, происшедшие с работодателями – физическими лицами и их полномочными представителями при непосредственном осуществлении ими трудовой деятельности либо иных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работниками.

Работодатель обязан обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет.

Для расследования несчастного случая на производстве, в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда (или лицо, назначенное приказом работодателя ответственным за организацию работы по охране труда), представители работодателя, профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа (например, член комитета или комиссии по охране труда из числа представителей работников, уполномоченный по охране труда). Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченное им лицо. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается. Здесь имеются в виду мастер, прораб, начальник смены (участка, цеха) и т.п.

В расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего у индивидуального предпринимателя, принимают участие индивидуальный предприниматель или его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться и на договорной основе.

Последствия и условия, при которых произошел несчастный случай на производстве, неодинаковы. Положение особо регулирует порядок расследования групповых, тяжелых несчастных случаев, а также несчастных случаев со смертельным исходом.

При групповом несчастном случае на производстве (два и более человек), тяжелом несчастном случае на производстве (по схеме определения тяжести несчастных случаев на производстве, утвержденной Министерством здравоохранения РФ по согласованию с Министерством труда и социального развития), несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель или уполномоченное им лицо в течение суток по форме, установленной Министерством труда и социального развития РФ, обязаны сообщить:

а) о несчастном случае, происшедшем в организации:

– в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;

– в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

– в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

– в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;

– в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;

– в территориальное объединение профсоюзов;

– в территориальный орган Госгортехнадзора России, если несчастный случай произошел в организации (на объекте) подконтрольной этому органу.

О несчастных случаях на производстве со смертельным исходом государственная инспекция труда по субъекту РФ направляет сообщение в Федеральную службу по труду и занятости.

Если несчастный случай со смертельным исходом произошел в организации (на объекте), подконтрольной территориальному органу государственного надзора, территориальный орган направляет сообщение в федеральный орган государственного надзора по подчиненности.

Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом:

– в комиссию, кроме лиц, указанных выше, включаются государственный инспектор по охране труда, представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения профсоюзов. Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав, возглавляет комиссию государственный инспектор по охране труда;

– по требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или председатель комиссии обязаны по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования;

– каждый работник имеет право на личное участие в расследовании происшедшего с ним НС на производстве;

– если НС явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности, на объектах использования атомной энергии в состав комиссии включается также представитель территориального органа Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности;

– при НС, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольных территориальным органам Федерального горного и промышленного надзора России, состав комиссии, определяемый в указанном выше порядке, утверждается руководителем соответствующего территориального органа, и возглавляет комиссию представитель этого органа;

– при групповом НС с числом погибших пять и более человек в состав комиссии включаются также представители Федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и общероссийского объединения профсоюзов. Представителем комиссии является главный государственный инспектор по охране труда по субъекту РФ, а на объектах, подконтрольных территориальному органу Федерального горного и промышленного надзора России, - руководитель этого территориального органа.

При крупных авариях с человеческими жертвами 15 и более человек расследование проводится комиссией, назначаемой Правительством РФ.

Расследование обстоятельств и причин НС на производстве (который не является групповым и не относится к категории тяжелых или со смертельным исходом) проводится комиссией в течение 3 дней.

Расследование группового НС на производстве, тяжелого НС на производстве и НС на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего лица или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления указанного заявления.

В каждом случае расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия НС, лиц, допустивших нарушение нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего.

В результате расследования группового НС на производстве, тяжелого НС на производстве, НС на производстве со смертельным исходом комиссия формирует следующие документы:

а) приказ о создании комиссии по расследованию НС;

б) планы, схемы, эскизы, а при необходимости – фото- или видеоматериалы места происшествия;

в) документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

г) выписка из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний, пострадавших по охране труда;

д) протоколы опросов, объяснения пострадавших, очевидцев несчастного случая и должностных лиц;

е) экспертные материалы заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;

ж) медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или о причине смерти пострадавшего, а также о нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

з) копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

и) выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа Госгортехнадзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;

к) другие материалы по усмотрению комиссии.

На основании собранных данных и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины НС, определяет, был ли пострадавший в момент НС связан с производственной деятельностью организации или индивидуального предпринимателя, и объяснялось ли его нахождение в месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей (работы), и квалифицирует НС как происшедший на производстве или НС, не связанный с производством, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законодательных и иных нормативных правовых актов, и меры по устранению причин и предупреждению НС на производстве.

Если при расследовании НС на производстве, происшедшего с застрахованным, комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах.

По результатам расследования группового НС на производстве, тяжелого НС на производстве, НС на производстве со смертельным исходом комиссия составляет акт о расследовании по форме согласно приложению № 1 к Положению о расследовании от 11 марта 1999 г.

В акте указывается дата и время, когда и где произошел НС. Кто проводил расследование. В обязательном порядке разрабатываются мероприятия по устранению возникновения подобных происшествий, указывается, какие и кем были допущены нарушения законодательных и иных правовых актов. К акту прилагаются материалы расследования.

Результаты расследования каждого НС рассматриваются работодателем с участием профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа для принятия соответствующих решений, направленных на профилактику и предупреждение НС на производстве.

Расследованию подлежит любой НС, но не каждый из них будет взят на учет и оформлен в установленном порядке. Так, расследованию подлежат и квалифицируются как НС, не связанные с производством, не учитываются и оформляются актом произвольной формы:

а) смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;

б) смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось (по заключению учреждения здравоохранения) алкогольное или наркотическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества. В данном случае алкогольное опьянение рассматривается не как причина НС на производстве, а как причина отравления организма, приведшая к смерти;

в) НС, происшедший при совершении пострадавшим поступка, действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовное правонарушение (преступление).

Важное значение имеет документальное оформление и учет НС на производстве.

По каждому НС на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности работником на срок не менее одного дня либо его смерть, оформляется акт о НС на производстве по форме Н-1 в 2-х экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке субъекта РФ согласно приложению № 2. При НС на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта по форме Н-1.

При групповом НС на производстве акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно.

Если НС на производстве произошел с работником сторонней организации (индивидуального предпринимателя), то акт по форме Н-1 составляется в 3 экземплярах, 2 из которых вместе с материалами расследования НС и актом расследования направляются работодателю, работником которого является (являлся) пострадавший, 3-й экземпляр акта по форме Н-1 и материалы расследования остаются у работодателя, где произошел НС.

В акте по форме Н-1 должны быть подробно изложены обстоятельства и причины НС на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований по охране труда.

Содержание акта по форме Н-1 должно соответствовать выводам комиссии, проводившей расследование НС на производстве.

В организации и у индивидуального предпринимателя акт по форме Н-1 подписывается членами комиссии, утверждается работодателем или лицом, им уполномоченным, и заверяется печатью.

Работодатель в 3-дневный срок после утверждения акта по форме Н-1 обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом – родственникам погибшего либо его доверенному лицу (по требованию), 2-й экземпляр акта вместе с материалами расследования НС на производстве хранится в течение 45 лет в организации по основному (кроме совместительства) месту работы (службы, учебы) пострадавшего на момент НС на производстве.

При страховых случаях 3-й экземпляр акта по форме Н-1 с материалами расследования работодатель направляет в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (по месту регистрации в качестве страхователя).

Акты по форме Н-1 регистрируются работодателем в журнале регистрации НС на производстве по форме, установленной Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

Каждый НС на производстве, оформленный актом по форме
Н-1, включается в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве.

Акт о расследовании группового НС на производстве, тяжелого НС на производстве со смертельным исходом с документами и материалами расследования и копии актов по форме Н-1 на каждого пострадавшего председатель комиссии в 3-дневный срок после их утверждения направляет в прокуратуру, в которую сообщалось о НС на производстве. Копии указанных документов направляются также в государственную инспекцию труда по субъекту РФ и территориальный орган государственного надзора – по НС, происшедшим в подконтрольных им организациях (объектах), а при страховом случае указанные документы и акты по форме Н-1 направляют также в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (по месту регистрации страхователя).

Государственный инспектор по охране труда вправе потребовать от работодателя составления нового акта по форме Н-1, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования НС.

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета НС на производстве, непризнание работодателем НС, отказ в проведении его расследования и составления акта по форме Н-1, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются государственными инспекциями труда по субъектам РФ, Федеральной инспекцией труда и социального развития РФ или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем решений государственного инспектора по охране труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: